Обзор очков виртуальной реальности Oculus Rift

Дизайн и эргономика

Поскольку экран в очках встроенный, выглядят они более цельно и законченно – нет никаких слотов, откидывающихся крышек, защелок и т.д., просто единый довольно массивный «перископ» (матовый пластик спереди, приятное на ощупь тканевое покрытие по бокам), который крепится на голове довольно громоздкой на вид системой прорезиненных ремешков на липучках. На затылке они сходятся в полужестком треугольнике из пластика, и в итоге вся конструкция сидит на голове весьма комфортно, вес распределяется по большей части равномерно, на переносицу ничто не давит – можно сказать, это одни из самых удобных очков виртуальной реальности, которые были у нас в редакции.

На боковых направляющих закреплены наушники – при желании их можно отсоединить с помощью специальной пластиковой отвертки (честно говоря, выглядит она мягкой и весьма недолговечной – похоже, производитель считает, что пользователь эту процедуру выполнять будет крайне редко).

К лицу очки прилегают мягкой поролоновой прокладкой – она удобная, не натирает кожу и не заставляет потеть (хотя через полчаса-час и оставляет на лбу и скулах хорошо заметные отпечатки с покраснением кожи).

Соединительный кабель массивный и довольно жесткий, так что перед началом сеанса нужно озаботиться его укладкой – чтобы в процессе игры он не стал мешать при поворотах головы и не путался в ногах, если вы будете играть стоя. Штанги с наушниками довольно удобные, однако легко сдвигаются на несколько миллиметров при активных движениях головой, из-за чего начинает страдать слышимость.

Из регулировок под индивидуальные особенности зрения здесь имеется только изменение межцентрового расстояния глаз (расстояние между центрами зрачков) – регулировки фокусного расстояния тут нет, ни индивидуального для каждого глаза в отдельности, ни даже общего.

При этом в обычных очках в Oculus Rift «втиснуться» хоть и можно, но довольно проблематично даже при сравнительно небольшой оправе, к тому же линзы обычных очков в таком случае касаются линз Oculus Rift, так что вопрос появления потертостей и царапин на них — только дело времени. В итоге, для использования Oculus Rift пользователям с неидеальным зрением лучше поменять очки на контактные линзы… или обратиться к сервисам вроде VR Lens Lab, которые изготавливают специальные линзы для установки в очки виртуальной реальности.

Steam

Несмотря на то что платформа SteamVR является «родной» для прямого конкурента Oculus Rift – очков HTC Vive, поддержка «окулуса» тут также имеется, причем очень даже неплохая. Для запуска игр в режиме VR необходимо установить инструментарий Steam VR, и после его запуска у игр, поддерживающих очки виртуальной реальности, кнопка запуска превратится в «Play in VR». В отличие от фирменного ПО Oculus, Steam VR потребует от пользователя провести калибровку сенсора и настройку под ваше доступное для перемещений пространство – впрочем, калибровка совсем простая и быстрая. Игр здесь доступно заметно больше, а пользовательские оценки и наличие демо-версий (пусть и далеко не ко всем проектам) помогают определиться перед покупкой. Не стоит забывать и активное сообщество Steam – в местных дискуссиях можно найти и обсуждение поддержки VR в той или иной игре.

Технические детали

В редакции побывала коммерческая версия очков – CV1. В отличие от последней версии для разработчиков (DK2), где в качестве экранов использовалась одна панель от Samsung Galaxy Note 3, в CV1 установлены два раздельных OLED-экрана с диагональю порядка 3.5” каждый. Разрешение у них составляет 1080х1200 пикселей, плотность пикселей у экранов – порядка 456 DPI. Частота обновления экрана — 90 Гц (в полтора раза больше обычного 60-герцевого монитора), угол обзора – 110 градусов. Всех этих сухих цифр оказывается более чем достаточно для того, чтобы картинка перекрывала практически все поле зрения пользователя, и при этом шла плавно и мягко, без сколько-нибудь ощутимых подергиваний. Отдельные пиксели хорошо различимы, однако каких-то заметных проблем в восприятии изображения это не создает.

Для отслеживания положения очков в пространстве (а значит, и головы пользователя) используется инфракрасный сенсор, работающий с частотой 1000 Гц.

Он способен контролировать участок размером примерно 1.5х3 метра, улавливая информацию с инфракрасных LED-индикаторов, расположенных на корпусе самих очков и треугольнике на затылке.

(Фото: iFixit)

Кроме того, сами очки оснащены акселерометром, трехосевым гироскопом и… магнитометром (последний позволяет отслеживать положение головы пользователя относительно магнитных полюсов Земли).

В качестве системных требований производитель указывает достаточно мощный игровой ПК: процессор минимум Intel i5-4590, 8+ ГБ ОЗУ, видеокарта не ниже NVIDIA GTX 970 / AMD 290. Процессор, впрочем, явно не является критически важным элементом: на Intel i5-2500k, 16 ГБ и NVIDIA GTX 1070 все запускавшиеся игры шли плавно и без притормаживаний, хотя фирменное ПО при этом постоянно сообщало о том, что этот ПК не удовлетворяет минимальным требованиям и мне срочно необходимо купить новый (желательно у них самих). Такие высокие требования обусловлены тем, что ПК должен выдавать минимум 90 кадров/сек в любой, даже самой сложной сцене, при не самом маленьком разрешении картинки (2160х1200 точек) — опыт показывает, что проседания FPS в VR-очках ощущаются гораздо сильнее, чем при игре за обычным монитором, и восприятие виртуальной реальности от них заметно страдает.

Oculus Store

Основная платформа для этих очков – собственный магазин Oculus. Он выглядит совсем просто – есть пятерка рекомендованных продуктов, разделы Games, Entertainment и Apps, а также категории Top Selling, Early Access, Concepts и Coming Soon – на этом все. Мы видели уже массу различных вариаций магазинов приложений, поэтому отсутствие таких привычных разделов, как «все бесплатные», «новинки», «набирающие популярность» — честно говоря, слегка обескураживают.

Большинство игр в Oculus платные, при этом обнаружить хотя бы одну демо-версию так и не удалось (при этом ни пользовательских оценок, ни отзывов игроков тоже нет, так что определяться с покупкой приходится по нескольким скриншотам и, в лучшем случае, короткому видео). С приложениями и развлекательным контентом уже лучше, но его, во-первых, не так чтобы много, и во-вторых, бесплатные продукты выглядят, как правило, скорее демонстрацией возможностей VR, чем полноценными приложениями.

Подготовка к работе

Главное отличие Oculus Rift от различных вариаций Google Cardboard в пластике (на которые эти очки, по крайней мере, издалека, довольно похожи) – это встроенные экраны. В Oculus Rift не нужно устанавливать смартфон с запущенным на нем программным обеспечением – пользователю необходимо инсталлировать фирменное ПО Oculus на ПК и подключить к нему сенсор и сами очки (последние подсоединяются к USB-порту и к HDMI-выходу видеокарты). В программе необходимо создать аккаунт, подключить к нему способ оплаты (банковская карта или счет в Paypal) – и можно отправляться в фирменный магазин.

Для управления, в зависимости от игры, может использоваться либо фирменный пульт ДУ (выглядит как укороченный и располневший пульт от Apple TV) – самый простой вариант, либо геймпад (можно использовать идущий в комплекте контроллер от Xbox One, однако вполне сгодится и тот, каким вы пользуетесь в обычных играх – в нашем случае старенький Xbox 360 Controller for Windows прекрасно справился с задачей), либо клавиатуру и мышь.

Кроме того, в конце года производитель планирует выпустить еще одно устройство управления – Oculus Touch, состоящее из двух раздельных контроллеров с отслеживанием их перемещения в пространстве (наподобие «нунчаков» у игровой консоли Nintendo Wii). Попробовать в деле их пока можно было только на некоторых выставках, но выглядят они очень многообещающе – правда, и цена будет «кусаться» (по появившейся на днях информации, в Великобритании Oculus Touch будет стоить порядка 190 фунтов).

Комплектация

Поставляется Oculus Rift в довольно крупной коробке, по виду несколько напоминающей небольшой пузатый чемоданчик со стильной ручкой из толстого капронового шнура, втягивающегося обратно в коробку, стоит выпустить его из рук. Под белой «суперобложкой» из плотного картона скрывается черный ящик с лежащей на боку буквой «О». Внутри можно найти сами очки, сенсор, небольшой пульт ДУ, беспроводной геймпад Xbox One с парой AA-аккумуляторов и USB-ресивером для подключения к ПК, USB-удлинитель, салфетку из микрофибры для протирки линз, пластмассовую отвертку наушников, руководство пользователя для геймпада и пару наклеек с буквой «О» — на случай, если вы захотите украсить свой компьютер логотипом компании.

Принцип работы

Шлем Oculus Rift надевается на голову, закрывая полностью  глаза, так чтобы ничего из “настоящего” не мешало просмотру. Изображение транслируется с помощью встроенного OLED-дисплея, за чистоту звука отвечают наушники с акустическим 3D-эффектом. Сам обзор осуществляется движениями головы, и пользователь может смотреть в любую сторону, не наблюдая границ или прерываний показываемого видео. Такие технологии обеспечивают совсем другой уровень погружения: пользователь не только видит картинку вокруг себя, но и может заглянуть глубже, пройтись по виртуальному пространству, исследовать потайные углы. А недавняя разработка компании Leap Motion позволяет видеть в виртуальной реальности собственные руки и управлять процессом, используя 3D-элементы виртуального интерфейса.

На просторах интернета можно найти описание этого шлема, принцип его действия, даже разобрано, какая “начинка” в нем таится. Oculus Rift  —  это набор программных компонентов, позволяющий разработчикам создавать игры, фильмы, интерфейсы и другие проекты виртуальной реальности, а пользователям — погружаться в виртуальный мир с совершенно новыми ощущениями и эмоциями. В дополнение к шлему комплект также включает камеру отслеживания положения с низкими задержками, чтобы следить за движением головы по осям во всех направлениях: так картинка поспевает за движениями головы, а иначе пользователя может укачать.

Oculus Rift выводит изображение разрешением 1080×1200 на каждый глаз при частоте 90 Гц. Комплект индивидуально настраивается под каждого пользователя, точнее, под расстояние между глазами каждого пользователя при помощи специальной калибровки. Для адаптации очков к нормальному человеческому зрению разработчики учли физиологические факторы, например, слепое пятно, которое есть на сетчатке глаза у каждого из нас. Так, при трансляции небольшие участки на экране слева и справа остаются пустыми. Для пользователя эти участки незаметны, а нагрузка на глаза при этом снижена. Дополнительно в начинку шлема входят гироскоп, акселерометр и магнитометр. Эти датчики определяют ориентацию головы и соответственно координаты поворота вокруг осей X, Y и Z. Опытный эксперт в сфере игровой индустрии Бернард Йи заявляет, что

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии