Покраска автомоделей
Содержание:
Словарь терминов
Жидкие маски (Liquid Mask) — изготовлены на водной основе и применяются при покрасочных работах. Особенно незаменимы на поверхностях со сложным профилем. Производители: Bob Dively, Hobbico, Humbrol, Parma. | |
Кольцевой резак (Circle Cutter) — похожий на циркуль инструмент с режущей частью вместо грифеля. Позволяет аккуратно вырезать отверстия большого диаметра в лексановом кузове, к примеру, колёсные ниши. Производители: Jeff’s Shop, Olfa. | |
Коническая развёртка (Taper Reamer) — конусное сверло с продольной режущей частью. Производители: Associated, DuraTrax, Hudy, Trinity. | |
Маскировочная (малярная) лента (Masking Tape) — используется при покрасочных работах для предотвращения попадания краски на определённые участки. Производители: 3M, Pactra, Parma, Tamiya. | |
Накладки на бампер (Foam Spacer Foam Bumper) — самоклеющиеся накладки из микропористой резины. Клеятся на поролоновый бампер или кузов для уменьшения свободного зазора между ними. Предохраняют кузов от повреждений. Производитель: HPI. | |
Нож для хобби (Hobby Knife) — специальный резак со сменными лезвиями. Производители: Excel, Hobbico, Pro Edge, Testors, X-Acto, Zona. | |
Ножницы для лексана (Body Scissors) — специальные ножницы с изогнутой режущей частью. Очень удобны при работе с криволинейной поверхностью. Производители: DuraTrax, Hobbico, HPI, Kyosho, Trinity, X-Acto. | |
Прокладки для кузова (Body Mount Pad, Foam Body Protectors) — выполненные из микропористой резины самоклеющиеся прокладки. Клеятся с внутренней стороны кузова в местах крепления к шасси и предохраняют слой краски от повреждения. Производители: Dan’s, HPI, Parma. | |
Ремонтная лента (Body Repair Tape) — самоклеящаяся ремонтная лента. Используется для повышения прочности лексановых корпусов и при их ремонте. Для закрепления ленты рекомендуется использовать клей Shoe Goo. Производитель: DuraTrax. | |
Трафареты (Painting Masks) — виниловые маски, позволяющие выполнить сложный рисунок. Трафарет можно изготовить самостоятельно, либо купить готовый. Производители: Autographics, Bolink, Parma, Team Orion, XXX Main Racing. | |
Internal Decal — специальные декали с клеящим слоем со стороны рисунка. Как правило, предназначены для создания сложных рисунков и наклеиваются изнутри до процесса покраски. Производитель: Bolink, Team Orion. | |
Shoe Goo — специальный густой бесцветный клей. Широко используется при ремонте кузовов, т.к. не разрушает слой краски. Производители: DuraTrax (Shoe Goo), Pacer Technology (Zap-a-Dap-a-Goo). |
Вступление
Сборка любой модели автомобиля заканчивается изготовлением кузова и от того, насколько хорошо вы его изготовите, будет зависеть мнение ваших друзей и знакомых о вашем увлечении. Это статья для тех, кто хочет добиться большего, нежели покраска всего корпуса в один цвет из баллончика. В любом случае рекомендуется прочесть данный материал, дабы избежать наиболее распространённых ошибок. Если вы хотите, чтобы ваша машина выделялась среди остальных, придется потрудиться. Хотя, по большому счету, при наличии необходимого инструмента и материалов, процесс окраски не вызывает особых сложностей. Здесь будут перечислены основные моменты и приемы, с которыми вам, возможно, придется иметь дело при покраске кузова модели в один-два цвета. Более сложные приёмы раскраски аэрографом, создание фотореалистичных изображений на кузове модели и т.п. здесь рассматриваться не будут.
Необходимо заметить, что в автомодельном мире есть две тенденции в раскраске моделей – это создание копий максимально похожих на настоящие машины, либо нанесение очень оригинальных, подчас почти фантастических, рисунков. На соревнованиях за рубежом проводятся конкурсы на самый оригинальный, интересно изготовленный кузов.
Подготовка корпуса
Необходимые принадлежности, инструмент: ножницы для лексана, дрель с набором свёрл или коническая развёртка, наждачная шкурка, любая жидкость для мытья посуды.
Перед тем, как приступить к работе, кузов будущей модели необходимо подготовить. Процесс покраски идёт изнутри, и если корпус не имеет наружной защитной плёнки, то её придётся наложить самостоятельно. Для этого подойдёт пищевая полиэтиленовая пленка, которая хорошо «липнет» к корпусу. Чтобы плёнка хорошо ложилась, нагревайте её во время обтяжки феном. Те места, которые не удаётся защитить плёнкой, заклеиваются бумажной лентой (маской).
Стоит ли обрезать кузов и делать отверстия до покраски? Оба варианта имеют свои плюсы и минусы: если кузов не имеет защитной плёнки, то лучше резать после покраски, т.к. сложно будет защитить наружную поверхность от проникновения краски. С другой стороны, потом легко повредить свежую краску неосторожным движением ножниц. Разметку посадочных отверстий лучше проводить на неокрашенном корпусе. На готовое шасси оденьте сверху прозрачную заготовку кузова и маркером отметьте те места, где будут сверлиться отверстия. Для сверления отверстий очень удобно пользоваться конической развёрткой (Taper Reamer) – никакого шума и пыли. После обрезки края кузова лучше обработать мелкой наждачной шкуркой, для колесных ниш удобно воспользоваться банкой пива или «колы». Оберните наждачной шкуркой банку, зафиксируйте кусочком скотча и можно работать. Старайтесь действовать аккуратно, чтобы не повредить наружный слой защитной плёнки.
После окончания работ по обрезке и сверлению следует тщательно вымыть внутреннюю поверхность корпуса, прополоскать и высушить. Это необходимо сделать для удаления стружки, пыли и следов от пальцев. Грязная и плохо подготовленная поверхность не позволит добиться нужного сцепления краски с основой и качественно наложить маски, т.к. под них сможет затечь краска. При мойке лучше пользоваться не мылом, а жидкостью для мытья посуды. Мыло зачастую содержит различные добавки, которые плохо смываются водой и могут остаться на заготовке кузова.
Если вы решили сначала покрасить кузов, а потом выполнить все эти работы, то главное здесь – не торопиться и отложить механические работы с кузовом на следующий день. За это время окрашенная поверхность окончательно высохнет, и шансов повредить свежий слой краски будет меньше.
Шпаклеваниемодели Корабля
Шпаклевание предназначено для выравнивания поверхности.
Местное шпаклевание (заполнение ямок, царапин и пр.) производится густой шпаклевкой.
После просыхания ее зашкуривают и производят общее шпаклевание модели жидкой шпаклевкой
в несколько слоев. Шпаклевку под масляные краски можно приготовить так: 1. Тальк
или мел — 70%; олифы — 25%; краски (лучше свинцовый сурик или свинцовые белила)
— 5%; 2. Мел — 350 г; лак масляный — 100 г; железный сурик — 40 г. Густая шпаклевка наносится шпателем, ножом или куском упругой резины толщиной 6—8 мм, а
жидкая — мягкой кистью, флейцем или распылителем. Под нитрокраски применяется шпаклевка
АШ-30, АШ-24, АШ-32.
Нитрошпаклевку можно приготовить, замешав тальк (детскую
присыпку) на нитроклее АК-20, эмалите или любом другом нитролаке.
Шлифование. Шлифование необходимо для устранения шероховатости
после шпаклевки или окраски.
В начале работы (после местного шпаклевания) применяют
шкурки № 48—80; после первых слоев сплошного шпаклевания — № 80—120; последние слои
шпаклевки шлифуются шкурками № 140—170—280.
Для экономии шкурки рекомендуется производить мокрое шлифование.
Если оно производится водостойкой шкуркой, то поверхность обильно смачивают водой.
Если водостойкой шкурки нет, то шлифуют обычной, смоченной в керосине. После каждого
шлифования с керосином, перед последующими покрытиями поверхность надо тщательно
промыть содовой или мыльной водой и просушить
С чего начать
Если вы купили набор для начинающих моделистов, то, как правило, кузов идёт в комплекте. Приобретая кузов отдельно, необходимо помнить о его соответствии вашему шасси (масштаб модели, база, ширина). Большинство кузовов поставляются с защитной плёнкой и масками для окон
Поэтому обратите при покупке на это внимание. Впрочем, даже если корпус совсем «голый», то выйти из положения все-таки можно
Тем не менее, дважды подумайте, нужны ли вам лишние проблемы.
Замечание. Если у вас нет опыта раскраски, то экспериментировать на корпусах стоимостью 20-40 долларов будет накладно. Есть смысл начать с бутылок от минеральной воды, разрезанных пополам. Они примерно соответствуют автомодельным корпусам по размеру и материалу. Также рекомендуется первые один-два кузова красить в один цвет, и лишь после приобретения необходимых навыков перейти к более сложным приёмам.
Декали
Необходимые принадлежности, инструмент: небольшие ножницы (можно маникюрные), нож для хобби (Hobby Knife), пинцет, блюдце с тёплой водой, безворсовая бумажная салфетка. При вырезании длинных прямых участков может пригодиться металлическая линейка.
После того как кузов модели окрашен, и выполнены все отверстия, наступает этап наклеивания декалий. Если вы красили аэрозольными баллончиками, то кузов лучше ещё раз вымыть для удаления пыли от краски. Защитную плёнку лучше снять перед самым процессом наклейки декалий: так легче избежать попадания пыли. Декали изготавливаются на виниловой основе, и их необходимо вырезать при помощи ножниц или хобби-ножа. В настоящее время некоторые кузова поставляются с предварительно надрезанными декалями, что сильно облегчает работу. Декали клеятся с наружной стороны на места, указанные в прилагающейся инструкции. В некоторых случаях их наносят до покраски с внутренней стороны (Internal Decal). Как и при нанесении масок лучше пользоваться водой – так легче оторвать неровно приклеенную надпись или деталь.
Постарайтесь всё-таки никогда не отрывать приклеенные декали. Виниловая пленка очень легко тянется и при отрывании теряет нужную форму.
Окраскамодели Корабля
Качество окраски модели во многом зависит от практических
навыков юных корабелов, от умения подготовить поверхность и от марок применяемых
красок.
Обычно окраска производится краскораспылителями марок
КР (КР-10, КР-11, КР-12 и др). Компрессоры можно применять любые, дающие давление
до 3 атм, в том числе и малогабаритные С-511 и С-21.
Положение краскораспылителя должно быть таким, чтобы струя
от него направлялась перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, расстояние до которой
должно быть в пределах 250—300 мм. Передвигать пистолет надо равномерно, с постоянной
скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться тонким слоем, при
медленном — толстым, вследствие чего могут появиться подтеки. Наносить краску нужно
последовательными параллельными полосами. Каждая полоса должна перекрывать соседнюю
на 10—20 мм.
Необходимо следить за правильным соотношением давления
воздуха и густоты краски, поступающей из краскораспылителя. Давление воздуха должно
составлять 2—3 атм. Чем больше давление, тем гуще должна быть краска и наоборот.
Это определяется опытным путем на пробной поверхности.
Мелкие детали можно красить простейшим пульверизатором.
Для этой цели нитрокраска разводится довольно жидко
При окраске кистями немаловажное
значение имеет сорт волоса кисти. Лучшими считаются кисти из беличьего, хорькового,
барсучьего и медвежьего меха
Перед началом работы новые кисти нужно оклетневать (обвязать)
у основания ниткой или тонким шпагатом. Под густые краски свободная от обвязки часть
делается короче, под жидкие — длиннее. Во время покраски кисть следует держать
под углом 45—55° к окрашиваемой поверхности, движения делать легкими и свободными.
При этом нужно следить, чтобы краска ложилась равномерным тонким слоем и не образовывала
подтеков.
При окраске модели нитрокрасками надо помнить, что сохнут
они очень быстро. Поэтому проводить дважды по одному месту кистью не следует. Мазки
надо делать короткими, в одном направлении. Если на поверхность попала большая капля
— ее нужно немедленно растереть.
Нитрокраски разводятся растворителями РДВ, № 646,
647, 648 и 649. Разводить их ацетоном нельзя, так как краска от него пересыхает
и трескается.
Покрытие обычно производят масляными красками в 2—3, а
нитрокрасками в 10—15 слоев.
Первый слой покраски считается «выявительным». Он дает
возможность обнаружить оставшиеся дефекты на подготовленной поверхности. Их необходимо
устранить повторной шпаклевкой и шлифованием.
Перед нанесением каждого последующего слоя предшествующий
должен быть хорошо просушен. Время просушки для масляных красок должно быть не менее
24 часов. Полирование. В покраске модели полирование является заключительным этапом.
Его производят специальной полировочной пастой для легковых автомобилей или пастой
ГОИ. Пасту накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями
доводят поверхность до зеркального блеска. Затем ее протирают полировочной водой,
керосином или жидким маслом.
Выбор цвета. Окраска модели не должна отличаться от окраски
настоящих судов подобного типа. Можно рекомендовать следующие основные правила при
выборе колера (цвета).
Надводная часть военных кораблей окрашивается в различные
оттенки шарового (серого) цвета. Для получения его в белила добавляется 5—7% черной
краски.
Надводную часть пассажирских судов (корпус и надстройки)
красят в белый цвет. У грузовых и грузопассажирских судов корпус красится черной
краской, а надстройки — белой. Дымовые трубы у судов с белым корпусом — белые, с
черным — черные.
Подводная часть окрашивается зеленой или красной краской.
Ватерлинию рекомендуется отбивать полоской целлулоида.
Теперь вы знаете, как строить модели кораблей.