Как раньше мылись в русской печи
Содержание:
Как мылись в печи на руси
В разделе Красота и Здоровье на вопрос Правда ли, что раньше мылись в русских печках? заданный автором Просорушка лучший ответ это В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция – мытье (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год) . «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой» , – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии. В основном, мытье в печи было характерно для более южных областей, находящихся в пределах Старорязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии) . Как можно заметить, контуры ареала этого обычая в значительной мере совпадают с юго-западной и юго-восточной границами Московского государства XV – середины XVI вв. (до падения Казанского ханства) . Остальные южные губернии, заселенные гораздо позже (в XVIII-XIX вв.) , такого обычая уже не знали: там имелась своя традиция, сходная с украинской, – мытье в деревянных кадках и корытах. На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В последних районах, как считают исследователи, преобладала ростовская колонизация. В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов. У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна) , также встречался обычай мыться в печи, возможно, заимствованный у соседнего русского населения. Печи, предназначенные для мытья, строились вместительными, и часто в них мылись по двое. «Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6–7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки, появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся» . Иногда в печи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь ее ставили деревянное корыто, в которое стекала вода. Эта традиция сохранилась до настоящего времени, хотя и начала быстро исчезать во второй половине XX в. из-за широкого распространения бань. Во многих сельских районах бани стали появляться только в 70–80-е годы ХХ в. , как это можно наблюдать на примере д. Павлоково, расположенной у Рыбинского водохранилища, в 5 км от г. Череповца, где, по словам информатора, «лишь пять лет назад срубили баню; все в печке мылись» . На несколько лет раньше банные постройки стали сооружаться в селениях северной части Ярославской и в Грязовецком р-не Вологодской обл. Сходную тенденцию можно было наблюдать и в небольших городах. Например, в г. Любиме бани построили в 1970-х годах, а привычными они стали значительно позже. А вот в соседнем с городом богатом торговом селе бани у купцов появились еще в XIX в. Но даже там, где бани начали строить всего лишь 30–40 лет назад, люди зачастую моются старым способом – в печке.
Как мылись в русской печке
Почему-то сегодня об этом очень хочу рассказать.
Это было очень давно, больше 50 лет назад, потом сосед выстроил баню и мы мылись уже там.
Как мне рассказывали мама с бабушкой первая моя помывка в печи сопровождалась рёвом.Ну представьте #8212; привезли ребёнка из Питера, а его суют туда где горел огонь и варился суп. Из-за того, что я теперь всё это вспоминаю с удовольствием, видимо, этот процесс мне всё-таки понравился.
Чтобы вы имели представление что такое русская печь помещаю фото моей печи, правда она не вся поместилась из-за недостатка площади кухни, но что получилось, то получилось.
С утра печь топилась как обычно, только чугунов с водой ставилось больше. К вечеру из печи всё убиралось, выгребали угли и золу, всё обметалось от сажи и внутрь настилалась солома. Скажу сразу, что без помощника тут не обойтись. На пол ставилось корыто куда должна была стекать вода,правда в самой печи воду использовали очень экономно. В печь забиралась бабушка, ей подавали меня
Забираться надо было очень осторожно, чтоб не испачкаться сажей, ведь её дочиста не обмести. Подавали тазы,мочалки, мыло
Горячая вода была в печи, в чугунах, холодную подавали извне. Никогда не забуду запах распаренной соломы#8230; ммм. В печи было очень тепло и я знаю,что некоторые люди там даже парились. Дальше начиналась обыкновенная помывка, места там для этого хватало. Потом вылезаешь и окачиваешься в корыто. Заворачивали меня в полотенце и несли на кровать. И так мылась вся семья.
На моей фотографии не очень хорошо видно то место в печи, куда забирались, вон там за кастрюлями, оно называется устье. Как я теперь понимаю бабушка моя была довольно упитанной и для того,чтоб она пролезала моему прадеду пришлось устье увеличить.
Вот я иногда думаю: а ведь интересное было зрелище как туда бабушка забиралась!
КАК МЫЛИСЬ В РУССКОЙ ПЕЧИ
КАК МЫЛИСЬ… В РУССКОЙ ПЕЧИ
Как много на свете бань – турецкие, ирландские, финские, японские. Подражая банным традициям разных народов, мы то забираемся с головой в бочки, то растираемся палочками, то закапываемся в песок.
Между тем, за экзотикой далеко ходить не надо. Наши пра-пра-прадеды превзошли всех по части изобретательности в помывочном деле. Иногда они мылись… прямо в домашней печи!
Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.
Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).
Еще в 19 и начале 20 века отопительная печь часто использовалась как домашняя баня. Путешествуя по России во второй половине 19 века, этнограф С. В. Максимов отметил, что «в баню вовсе не ходят, предпочитая мыться в печках», хотя «бани здесь и существуют». Действительно, банные печи уже пару сотен лет были в ходу. А людям все равно нравилось мыться в печке…
Старый да малый – в печь полезай!
Чаще всего в печке мыли маленьких детей – очевидно, чтобы не застудить по дороге в баню, которая всегда стояла далеко от избы. Мать забиралась внутрь печи, а ей на деревянной лопате, которой обычно вынимали хлеб, подавали ребенка. Внутри печи уже стояли чугуны с нагретой водой, щелоком (прообраз мыла), целебными травяными отварами. В печке было чисто: золу и углы тщательно выметали. Забирались в печку через зев, а чтобы не запачкаться, место перед зевом («под», а по-современному, плиту) покрывали досками или влажной соломой. На время банных процедур печную заслонку закрывали. Окончив мытье, мать «высаживала» ребенка на лопате, а затем выбиралась и сама. Отсюда, кстати, и пошли сказки про бабу-Ягу, которая одержима идеей изжарить непрошеных гостей в печи.
Мыли в печке и немощных стариков. Помощник забирался внутрь, а старец или старушка с комфортом «въезжали» в печь, лежа на широкой доске. Взрослые обычно мылись по одному. Терлись щелоком, волосы мыли золой либо яйцом. Пару поддавали, брызгая водой на горячие стенки печи, примыкающие к топке.
Почему женщины так любят печки?
Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.
Давно прошли времена верований в банников и домовых. Золу заменил шампунь, а бани превратились в просторные помещения с комнатами отдыха. Но может быть, в удаленных деревушках есть семьи, которые по-прежнему считают печь лучшим местом для банных процедур. И, как все необычное, мытье в печи однажды войдет в моду и станет не менее популярным, чем сауна или турецкая баня.
Похожие Публикации
- Русская печь – знахарство и ритуалы
- Почему в СССР были запрещены микроволновки
- Строительство русской бани
- О пользе походов в баню беременным женщинам
- Чай, подаренный нам природой
- Обливание – шаг на пути к здоровью
- 10 причин немедленно выкинуть микроволновку
- Баня в походе
- Что и как ели на Руси?
- Ритуалы и обряды выполняемые с помощью знахарей и ведунов
Откуда пошёл обычай мыться в печи
Только представьте себе, дерево (обычно берёза, она обладает отличной теплоёмкостью, почти в два раза больше, чем ель, уступая среди местных видов, пожалуй, только дубу) растёт минимум в километре, а то и в двух-трех. Это потому что вокруг русской деревни всё выкорчевано и перепахано. Надо добираться, понятное дело, не пешком, а на телеге. Дерево нужно свалить. Сейчас с помощью бензопилы это лёгкая задача, а раньше приходилось топором изрядно помахать. Потом сваленное дерево необходимо было разделить на части, чтобы погрузить. Затем доставленные к дому брёвна распилить на чурбаки, которые следовало наколоть и аккуратно сложить, по возможности прикрыв сверху от дождя. У двоих крепких работников на один воз уходил целый день.
На зиму, средней крестьянской семье требовалось не менее 10–15 возов дров. А если при этом топить знаменитую русскую баньку, то и все 25.
Как мылись в русской печи
Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо
Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.
В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.
Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.
Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.
После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.
Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи — больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).
Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.
Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.
В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.
Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.
На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.
Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.
Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города. Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия. Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.
Как раньше мылись в русской печи
Всё начиналось ещё на стадии строительства. Печь строилась так, что в ней должен был свободно помещаться взрослый человек и одна-две шайки с водой. Ещё должно было остаться место, чтобы и веником помахать. Поэтому сердце русской избы выходило таким большим, что иной раз могло занимать едва ли не треть всего помещения. Чтобы представить себе как выглядела такая печь, можно посмотреть фото. Но это делало возможным спать на ней сверху, в тепле, когда вся изба потихоньку остывала. В холодное время года большой размер был существенным достоинством.
Топилась печь, разумеется, утром. Хозяйка вставала раньше всех, разжигала огонь и готовила еду. Грели чугуны с водой. Когда угли прогорали, оставшуюся золу выметали наружу. Уже подстывшую печь мыли. Причём необходимости мыть свод не было, из-за высокой температуры, когда горели дрова, вся сажа отваливалась сама, практически без следа. Так называемый под выстилали соломой для пущего комфорта. В шайки, обязательно деревянные, чтобы не обжечься, наливали воду и заранее приготовленные отвары лечебных трав.
- Полынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
- Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
- Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
- Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
- Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
- Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
- Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
- Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
- Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.
Сначала мылись те, кто любил погорячее. Понятно, что по температуре русская печь могла дать фору любой парилке
Поэтому следовало соблюдать осторожность. Ну а по мере остывания и все остальные
Самых маленьких мыли в конце, когда жар спадал, сажая их на деревянную лопату, и подавая внутрь к ожидавшей там матери. Если жара начинало не хватать, зёв печи закрывали снаружи заслонкой. В этом случае все процедуры приходилось делать на ощупь. Что, конечно, требовало некой сноровки. Если нужно было мыть хворого или немощного, то его так же, как и ребёнка подавали внутрь, только не на лопате, а положив на широкую доску. Она должна была быть непременно липовой. Поскольку и дух от липы приятный и нет смолы как от ели или сосны.
Вместо современных шампуней и гелей использовали золу или куриное яйцо. А часто, и вовсе ничем не пользовались. Горячая вода, да ещё с духмяным взваром из всевозможных трав, прекрасно всё отмывала, не иссушая кожу, а оставляя её мягкой и шелковистой.
Ещё один интересный обычай связан с помывкой в русской печи. Дело в том, что в баню можно было ходить только замужним женщинам. Пращуры искренне верили в «банника» — эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьёз опасаться. Здесь, возможно, тоже есть своё рациональное зерно. Девицу до свадьбы нужно было дорастить в чистоте и непорочности, а баня обычно стоит в отдалении, и уединении, мало ли что. Уж пусть лучше в печи париться, всё спокойнее.
Любопытно, что вода, которую, довольно обильно, лили на себя парильщики, утилизировалась практически без внешнего вмешательства. Большая её часть, проходя сквозь солому и, положенные вплотную без раствора кирпичи и слой песка просто стекала в подпол или прямо на земляной пол.
Кроме мытья, печь стояла и на страже здоровья. Представьте себе ситуацию. Ноябрь. Дождь. Ветер. Очень зябко на улице. К вечеру в избу вваливается уставший, промокший и продрогший работник. Беда! Завтра же с жаром свалится! Но опытная хозяйка заставляет его скинуть всю мокрую одёжку и — греться в печь, с утра ещё натопленную, не теряя ни минуты. А уж потом, распаренного и красного, переодевшегося в сухое и чистое, сажает за стол. Наутро человек бодр и вёсел, ни о какой простуде и речи нет.
Вот такое чудо-РУССКАЯ печь, создал коллективный гений наших пращуров, и которым и по сию пору кое-где пользуются.