Как разобрать двигатель пылесоса
Содержание:
Разборка двигателя
Поскольку основная часть неисправностей пылесоса возникает из-за двигателя, то для ремонта его зачастую приходится разбирать.
Сложности этот процесс не представляет и выглядит следующим образом. Тонкой отверткой аккуратно снимаем кожух крыльчатки. В результате открывается доступ к гайке ее крепления. Открутив эту гайку нужно снять щетки двигателя и раскрутить стяжные винты корпуса
Осталось осторожно вынуть якорь, и можно приступать к съему подшипников. В результате проделанной работы на рабочем месте должна получиться примерно такая картина (на фото)
Для съема подшипников обычно вполне хватает доступного инструмента, но иногда требуется специальный съемник. После разборки все детали тщательно очищаются от пыли и грязи
Особое внимание уделяется посадочным поверхностям подшипников и коллектору двигателя
Напоследок об электронике
Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.
Электрическая принципиальная схема пылесоса с регулировкой мощности
R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит
Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин
Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.
Вывести все материалы с меткой:
Перейти в раздел:
Почему так много
Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.
Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.
Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.
Роль фильтров и шланга
Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.
Устранение неисправностей
Иногда случается так, что пылесос вдруг перестает выполнять свою основную функцию. Вроде все работает, а пыль не засасывается. В этом случае, прежде всего, нужно достать и осмотреть фильтры. Если фильтры забиты пылью, их нужно очистить. В случае, если очистка не дает результата, фильтры нужно заменить. Перед заменой нужно включить пылесос без фильтров, и убедиться, что сила всасывания на должном уровне. Если она все равно маленькая, придется осмотреть крыльчатку. Может случиться так, что она полностью забита мелким мусором.
Заодно проверьте состояние щеток и коллектора двигателя. Износившиеся щетки нужно заменить, а коллектор почистить. Может нарушиться также герметичность шлангов, особенно в местах их насадки на патрубки
На это тоже надо обратить внимание
Следующая распространенная неисправность – не включается пылесос. Здесь имеют место три основные причины:
- перегорание предохранителя;
- обрыв в сетевом проводе;
- неисправность в выключателе.
О предохранителе уже говорилось, а вот для проверки остальных неисправностей понадобится обыкновенный тестер. С его помощью можно легко прозвонить провода и обнаружить место обрыва. Дальше к делу подключается паяльник и неисправность устраняется.
Такое происходит в случае длительной работы пылесоса. Ремонт здесь не требуется. После остывания работоспособность пылесоса восстановится автоматически.
Если во время работы пылесос вибрирует или слышен визг, скрежет, то это значит, что возникла проблема с подшипниками. Их нужно смазать, а лучше всего заменить сразу. Наличие резких звуков в подшипниковом узле говорит о выработке его моторесурса.
И последняя неприятность – не затягивается силовой провод. Ремонт в этом случае также большой сложности не представляет. Здесь проблема может быть, скорее всего, в пружине. Нужно добраться до смоточного барабана и осмотреть его. Возможно ослабление пружины или наоборот, ее затяжка. Если здесь все нормально, то придется снять барабан и отмотать с него провод (или наоборот, подмотать). Этим отрегулируется сила натяжения барабана.
При осмотре необходимо проверить работоспособность прижимного ролика. Пылесосы любой марки не застрахованы от такой неисправности, когда перестают регулироваться обороты двигателя. В этом случае проблему нужно искать в электронном блоке управления. Самостоятельно его ремонтировать просто не рекомендуется.
Процесс разборки и ремонта пылесоса Самсунг большой сложности не представляет. Его можно осуществить самостоятельно при минимальных знаниях электротехники и умения обращаться со слесарным инструментом.
Принцип работы пылесоса
Конструктивно его устройство можно представить двумя схемами:
- кинематической;
- электрической.
Механика
В основу конструкции положена работа вентилятора или, другими словами, воздушного насоса.
Крыльчатка двигателя при вращении своими лопатками забирает воздух и сжимает его, выбрасывая наружу. Внутри корпуса на входе и выходе насоса подключены герметично разделенные прокладками друг от друга магистрали засасывания с низким давлением и напора с высоким.
Разряженный воздух через специальную насадку со шлангом втягивает в себя пыль и направляет ее в емкость пылесборника, где ее большая часть оседает, а мельчайшие частицы выдуваются наружу. Фильтры двигателя и пылесоса улавливают их, но не полностью.
Микрочастицы пыли простой бытовой пылесос пропускает через себя и возвращает назад в помещение. Они же способны проникать в электродвигатель. Чтобы снизить вредное их воздействие на подшипники применяют конструкции закрытого типа.
Бытовой пылесос создан для работы при обычной регулярной уборки помещений квартиры. С другими задачами он не справляется. Сбор строительного мусора и бетонной пыли — частая причина поломок подобной техники даже брендовых производителей. Для этих целей выпускается специальное оборудование.
Электрика
Для приведения в работу крыльчатки вентилятора используется обычный коллекторный электродвигатель со щеточным механизмом переменного тока 220 вольт. У старых пылесосов он создавался на одну частоту вращения якоря.
В новых моделях повышенной мощности устанавливается тиристорный регулятор напряжения, позволяющий ограничивать всасывающее усилие на входе щетки для выполнения бережной уборки помещений квартиры. Его работой управляет электронная плата с микросхемой, встроенные в корпус.