Статьи

Что стоит знать при выборе

О кабельно-коммутационной продукции, выпускаемой именитыми фирмами-производителями, существует множество самых различных мнений, утверждений и легенд. Рассмотрению всех точек зрения влияния на качество воспроизводимого сигнала материалов проводников, экранирующих оболочек, диэлектрического наполнителя посвящено множество статей и исследований. Еще больше материалов посвящено значению золочения и серебрения проводников и контактов на качество звука. Из всего объема информации, зачастую противоречащей друг другу, необходимо учесть при комплектовании любого аудиокомплекса (студии), следующие основные моменты.

Если предстоит выбор между желанием сэкономить и получать удовольствие от качества прослушивания при записи, прослушивании, обработке аудиоинформации — нужно комплектовать аппаратуру только высококачественными кабелями и разъемами известных в мире брендов. На этом не стоит экономить! Однако речь не идет об обязательной закупке кабелей стоимостью несколько десятков евро за метр, если студийное оборудование приобретено по ценам ниже бюджетных.

По возможности необходимо предпочитать подключение с помощью разъемов XLR, они имеют лучшие характеристики по сравнению с остальными. Все кабели вашей студии (монтажные, акустические, сетевые и межблочные) должны быть от одного производителя — для оптимального согласования всех компонентов системы.

Если на аудиокабеле имеется надпись (знак, пометка) о рекомендуемом направлении подключения, то выполняется данное указание. Во всех других случаях направленность включения определяется экспериментально на слух.

Давайте затронем такую тему, как коммутация домашней студии звукозаписи. Помимо всего музыкального оборудования, которое мы рассматривали ранее, нам понадобиться еще и хорошая система коммутации кабеля. То есть соединение всего музыкального оборудования с помощью кабеля. Большинство начинающих звукорежиссеров не придают этому особого значения, так как считают уже последним делом. Но на самом деле это грубая ошибка.

Хотите верьте, хотите нет, но я полностью убежден в том, что качество звука в студии любого класса зависит от качества коммутации. Проверялось это неоднократно в самых разных студиях и оборудованиях. Таким образом, можно сделать простой вывод. С безграмотным и некачественным соединением музыкального оборудования добиться хороших результатов нельзя. Именно по этой причине ниже я расскажу обо всех ключевых моментах коммутации в домашней студии звукозаписи.

Кабель цифровой — применение в звукотехнике. Мировые марки цифрового кабеля.

  • Цифровые кабели можно условно разделить на электрические и оптические. В электрическом кабеле сигнал передается при помощи электронов, идущих по медному или серебряному проводу. Оптический кабель передает свет по пластиковому или стеклянному световоду.

    Существует четыре типа цифровых разъемов: коаксиальный, TosLink, оптический ST и AES/EBU. Коаксиальный и AES/EBU являются электрическими, a ST и TosLink — оптическими.

  • Наиболее используемое соединение — коаксиальный тип. Используется во всех CD-транспортах, большинстве хороших CD-проигрывателей и в другой массовой цифровой звуковой аппаратуре, например, в цифровых предварительных усилителях, системах коррекции акустических характеристик помещения и устройствах цифровой записи. Разновидность коаксиального цифрового соединения — кабель BNC, используемый только в незначительном количестве аппаратуры. Несмотря на то, что BNC лучше чем RCA по механическим, электрическим и звуковым параметрам, он никогда не получал широкого распространения.

TosLink — это недорогой оптический интерфейс, предлагаемый производителями бытовой звукотехники в качестве альтернативы коаксиальному соединению. Поскольку TosLink передает сигнал в световой форме по стеклянному или пластиковому волокну, он не создает радиопомех.

Оптический ST-интерфейс, разработанный компанией AT&T для телекоммуникационной техники, в последнее время утратил свою популярность в High-end-цифровых процессорах и транспортах. ST-соединение передает оптический сигнал по стекловолокну, а не по пластиковому световоду, как в интерфейсе TosLink (некоторые более высококачественные кабели TosLink также используют стекло). ST-соединитель с байонетным фиксатором обеспечивает хорошее сочленение кабеля, оптического передатчика и приемника. Несмотря на то, что ST обычно считается интерфейсом с очень хорошими звуковыми характеристиками, он менее распространен в High-end-аппаратуре.

Всего лишь несколько лет назад оптический интерфейс ST был лучшим по звуковым показателям. Причина не в преимуществах самого ST, а в том, что лишь немногим разработчикам удавалось добиться хорошей реализации коаксиального и AES/EBU-интерфейсов. Электрический интерфейс требовал не только тщательной разработки, но еще и стабильно высокого качества изготовления. Напротив, разработчик, использовавший ST, просто покупал готовый комплект из передатчика и приемника ST, который отлично работал. Никакого непостоянства в качестве работы или звучания ST не было. Теперь, когда разработчики накопили больший опыт в проектировании электрических интерфейсов, им удается делать их лучше и стабильнее. Как следствие, в последнее время ST утратил былую популярность.

Практически во всех транспортах и процессорах имеются разъемы RCA и большинство содержит TosLink для обеспечения совместимости. AES/EBU обычно можно найти только в наиболее дорогих компонентах. Он также предлагается за дополнительную плату в цифровой аппаратуре средней ценовой категории.

 Некоторые цифровые источники извлекают выгоду из отсутствия в оптическом интерфейсе между транспортом и процессором соединения «земляных» цепей, — в электрическом соединителе оно обязательно имеется. Ухудшающие звук высокочастотные помехи в «земле» транспорта могут передаться электрически соединенной с нею «земле» цифрового процессора.
Поскольку оптический интерфейс передает сигнал без электрического соединения, отсутствует риск передачи помех по «землям», соединяющим два компонента.

Теоретически, электрические интерфейсы будут работать очень хорошо, потому что полоса частот у них самая широкая. Передача цифровых данных от источника к цифровому процессору должна происходить по кабелю с максимально широкой полосой пропускания, потому что джиттер в этом случае уменьшается. Ширина полосы пропускания у TosLink — 6 МГц, у ST — 50-150 МГц, а электрический интерфейс может иметь ширину полосы пропускания в 500 МГц (при условии, что он выполнен правильно).

  • Кабельные системы обогрева >>>
  • Провод телефонный. Кабель телефонный >>>
  • Кабель, провод КТЦП >>>
  • Кабель, провод КТЦП >>>
  • Кабель, провод КТЦПтр >>>
  • Кабель, провод КТЦПм >>>
  • Провод КТЦПмтр >>>

Схема распайки кабеля

Я не буду рассматривать схему распайки кабеля, так как это очень долго. Но полностью оставить такую важную тему без внимания мы просто не можем. Поэтому я прилагаю графические схемы распайки всех необходимых соединительных кабелей и схемы подключения коммутации различного оборудования в домашней студии звукозаписи. Кликните по изображению чтобы увеличить.

Balanced

Unbalanced

Insert Leads

’Y’ Leads (Balanced)

Headphone Splitter

Headphone Separator

’Y’ Leads (Unbalanced)

Вы спросите: «А зачем вообще, паять? Почему нельзя купить готовые соединительные кабели?»
Да, купить готовые можно. Но проблема в том, что не все кабели можно легко найти. А готовые распаянные обойдутся вам дороже, чем покупка отдельного кабеля, штекеров и дальнейшая распайка. Еще преимущество заключается в том, что можно купить кабель именно необходимой длины.

Но здесь есть и свои минусы. Дело в том, что не все умеют хорошо паять. В таком случае остается один наиболее оптимальный вариант — купить необходимый кабель и штекеры отдельно. А затем отдать все это профессионалу, который качественно все спаяет. Это выгодно во всех отношениях.

Теперь я хочу вам дать ряд советов по коммутации в домашней студии звукозаписи. Вы должны запомнить и по возможности следовать им. Вот эти рекомендации:

  • Используйте только качественные кабели и разъемы
    . На этом не экономьте. Конечно, покупать кабель стоимостью в несколько десятков долларов за метр для менее бюджетной аппаратуры будет бессмысленно. Но и покупать поддельные и некачественные изделия за пару рублей за метр от неизвестных производителей тоже не вариант. Я доверяю таким производителям, как Klotz
    и Proel
    .
  • Используйте одинаковые кабели для подсоединения одинаковых компонентов.
    Например, при подключении мониторов к аудиоинтерфейсу, каждый из них должен быть подключен к интерфейсу с одинаковым кабелем. Причем как по длине и распайке, так и по фирме производителя и даже самой модели.
  • Выбирайте балансное подключение.
    Такое подключение дает намного меньше шумов, которые происходят от различных наводок и позволяет использовать более длинные кабели.
  • Предпочитайте по возможности подключение с помощью разъемов XLR.
    Они обладают лучшими характеристиками по сравнению с остальными. Но если такой возможности у вас нет, например, когда выходы аудиоинтерфейса использованы джек, а на входе джек и xlr, то тогда используйте кабель джек джек.
  • Если вы решите паять кабели самостоятельно — будьте очень внимательны и не перепутайте местами сигнальные жилы.
    В противном случае может возникнуть такая вещь, как противофаза и при записи стерео-сигнала в таком случае звука вообще, не будет слышно. А при воспроизведении звук будет взаимоподавляться, то есть один канал будет поедать другой. Поэтому если вы решите паять кабель самостоятельно, то руководствуйтесь теми схемами, которые приложены в этой статье.

На этом мы заканчиваем разбирать тему. Теперь вы знаете, какая должна быть коммутация в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, какой вид кабеля лучше использовать, какие бывают виды разъемов и схемы распайки кабеля. Также в конце я давал вам полезные советы по коммутации кабеля в студии. Старайтесь обязательно их соблюдать.

Виды разъемов

Давайте рассмотрим необходимые нам виды разъемов. Однако для начала, нужно разобраться в составных частях:

  • Гнездо
    — это то, куда подсоединяют кабель;
  • Штекер
    — это то, что подсоединяют.

Разъемы, которые используются в студии звукозаписи, бывают 4 видов:

Jack
(может называться как толстый или большой джек)
— его размер 6,3 мм. Еще он обозначается, как 1,4 дюйма. Штекер джек может быть двухконтактным и трехконтактным. Двухконтактный (TS)
происходит от (Tip) (3)
, то есть кончик и (Sleeve) (1)
, то есть сама гильза. Разделено все это пластиковым черным колечком (4)
. По сути здесь два контакта — тип и гильза. Что касается трехконтактного джека (TRS)
, то здесь есть Tip (3)
, Sleeve (1)
и дополнительно добавлен Ring (кольцо в штекере) (2)
, к которому подходит контакт pro-канала либо инвертирная фаза сигнала.

Трехконтактные джеки используются не только в качестве стерео, но и в качестве балансных моно-кабелей при определенной распайке. То есть если трехконтактный jack может использоваться в моно и стерео, то двухконтактный только в качестве моно-джека. Разъем jack обычно используют при подключении гитары, клавишных инструментов (например, синтезатор)
, а также процессоров звуковых эффектов. Еще такой разъем стерео джека может использоваться для балансного к звуковой карте и подключения к ней и усилителя для наушников. По сути, это довольно-таки универсальный разъем.

— этот разъем, кроме как, размером больше ничем и не отличается. Бывает как двухконтактный, так и трехконтактный. В профессиональной среде minijack, пожалуй, используется только в . Поэтому более подробно о нем мы останавливаться не будем.

Canon XLR
(XLR 3)
— это профессиональный разъем и в бытовой аудиотехнике он, как правило, не применяется. Представляет собой металлический (иногда пластиковый)
разъем с тремя штырьками. Как и в случае с джеком, эти штыри соответствуют тремя контактам: sleeve, tip и ring. С помощью такого xlr разъема коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Например, мониторы, предусилитель с микрофоном, а также микрофон с микшерным пультом, с аудиоинтерфейсом и многое другое.

(разъем тюльпан)
— он часто встречается в бытовой аппаратуре, но может встречаться на некоторых бюджетных звуковых платах или мониторах. Обычно используется два разъема (левый и правый каналы)
. В профессиональных студиях звукозаписи тюльпаны используются по большей части как разъемы цифрового интерфейса S/PDIF. Иногда встречаются и на как выходы для записывающего устройства. Но все же очень часто такой разъем встречается именно в бытовой технике и видеоаппаратуре.

Коммутационные устройства

Сплиттер
(от английского Splitter — разветвитель): если трактовать совсем упрощенно — это разветвитель выходов. Более подробно — это устройство, предназначенное для разделения звукового сигнала и его распределения между несколькими принимающими устройствами. В качестве примера можно привести разделение сигнала для основного и мониторного микшеров. Сплиттеры можно разделить на одноканальные и многоканальные. По принципу работы сплиттеры бывают пассивные (невысокая стоимость, но много проблем с влиянием сигналов), с трансформаторной развязкой (улучшенный и значительно подорожавший вариант предыдущих) и активные (получившие широкое распространение). Большинство сплиттеров имеют выходы с трансформаторной развязкой, то есть между их выходами и входом отсутствует гальваническая связь. Эти устройства применяются при очень большом количестве используемой аудиотехники

применяется в основном в концертной деятельности. Он предназначен для преобразования линейного небалансного сигнала в балансный (подключение электрогитары, синтезатора и т.д.). Так же, как и сплиттеры, директ-боксы бывают активными и пассивными.

Активные директ-боксы снабжены дополнительными функциями: переключателем полярности выходного сигнала, высокочастотными фильтрами и так далее.

Коммутационная панель
(от английского Patch Panel) используется в основном при построении сложных концертных или студийных аудиосистем, в которых задействовано большое количество оборудования. Основное назначение коммутационной панели — упорядочить монтаж аудиокабелей. Устройство предполагает сбор всех кабелей в одном месте, упрощает переключение между различными музыкальными инструментами, микрофонами, прочими источниками сигнала, и коммутацию их с усилителями. Это пассивное устройство, не требующее подачи внешнего питания и не нагревающееся при работе.

 Коммутационная панель

Коммутационные панели монтируются в металлических корпусах, что позволяет избежать помех различных наводок на сигнал. Количество коммутационных гнезд в панели у каждого производителя варьируется, это дает возможность подобрать нужную модель.

(от английского Rack — «Стойка») прямо не относится к кабельно-коммутационной технике, она необходимо для монтажа и крепления различного звукового оборудования, чтобы упорядочить его размещение в одном месте и упростить процедуру коммутации. Эти стойки используются как в студиях, так и на концертных площадках, в них устанавливается специально изготовленное звуковое оборудование рэкового формата.

Стойки выпускаются в нескольких конструктивных вариантах. Напольные рэковые стойки обычно комплектуются колесиками для перемещения и имеют регулируемый угол наклона монтируемого оборудования (для удобства коммутации). Настольные стойки, как это видно из названия, позволяют монтировать аппаратуру на столе.

Рэковая стойка-шкаф больше всего напоминает тумбу на колесиках. В отличие от предыдущих вариантов, эта конструкция закрыта с боков, сверху и снизу.

О производителях кабельно-коммутационной продукции

Немецкая компания Klotz Audio Interface Systems (Klotz AIS GmbH)
занимается производством аудио, видео, оптоволоконных кабелей, разъемов для них, мультикоров и коммутационных панелей, она была основана в Баварии в 1980 году. Компания предоставляет пятилетнюю гарантию на всю свою продукцию, которая производится по стандартам IEC (Европейская Электротехническая Комиссия). Кабельно-коммуникационной продукцией этой компании оснащены Большой театр, Лужники, Сиднейский Оперный театр (Sydney Opera House) и т.д.

Кабели и коммуникационные элементы этой фирмы маркируются аббревиатурой KLOTZ. Кабели выпускаются в бухтах или в готовом виде, укомплектованные самыми разнообразными разъемами — в зависимости от назначения.

Еще один известный в профессиональном мире производитель — компания Proel S.p.A
. Она специализируется в области разработки, производства и продажи аудио, видео и световых систем для шоу, концертов и специальных мероприятий. Компания находится в Италии, была основана в 1991 году. Продукция маркируется аббревиатурой PROEL.

Продукция компании Canare Corporation
, которую основал японец Кивио Кавамото в 1970 году, тоже достаточно известна в аудио и видеоиндустрии. Все производственные и сборочные цеха фирмы находятся в Японии. Исключение составляют только разъемы, сборка которых осуществляется в Китае. Вся продукция компании имеет сертификаты ISO-9001 и ISO-14001. Спектр кабельных изделий достаточно широк: микрофонные балансные, акустические, мультикоры, цифровые аудио, коаксиальные и т.п., все кабели маркируются логотипом Canare. Большой спектр выпускаемых коммутационных изделий — от кабельных и панельных разъемов BNC, кабельных RCA, разъемов Jack 3,5 и 6,3 миллиметра до переходников тоже производится под маркировкой Canare.

На протяжении многих лет компания из государства Лихтенщтейн является лидером в производстве высококачественных разъемов, коммутационных панелей, согласующих устройств и прочей коммутационной продукции. Компания была основана в 1975 году Бернхардом Вайнгартнером. Девиз компании — «На один шаг впереди», вся продукция имеет логотип Neutrik.

И еще один «законодатель моды» в производстве коммутационной продукции — американская компания Switchcraft, Inc.
Она начала производство разъемов для аудиокабелей еще в 1946 году, в городе Чикаго. Продукция Switchcraft славится не только признанным качеством, но и специальными решениями для эксплуатации в жестких погодных условиях, специализируется компания преимущественно на производстве разъемов, сплиттеров, директ-боксов, коммуникационных панелей.

Сравнительно молодая компания по производству аудиокабелей . Для профессионалов интерес представляют серии инструментальных, микрофонных, сигнальных, аудиокабелей — Paul Dime Studio Silver Custom. В качестве проводников сигнала используются посеребренные из бескислородной меди, в экранной оплетке используется также бескислородная медь с 98-процентным покрытием, защищающим от помех. Бюджетный вариант этой серии — Paul Dime Stage Pro, для подключения аудиосистем — Paul Dime Studio Speaker Cable, разъемы изготавливаются с позолоченными контактами.

Акустический кабель

Сложнее всего выбрать оптический кабель для передачи звука. Перед его покупкой необходимо узнать: расстояние от усилителя до колонок, выходную мощность усилителя, чувствительность акустических систем и предполагаемую продолжительность прослушивания аудио. От этих факторов будет зависеть диаметр проводника: с его увеличением уменьшается его сопротивление и появляется возможность пропускать ток большей мощности. Чем дальше от усилителя располагаются акустические системы, тем толще должны быть провода.

Акустические проводниковые изделия различаются также по технологии производства:

  • по металлу проводника (самые качественные — посеребрённые)
  • по содержанию кислорода в меди (чем меньше, тем лучше)
  • по материалу изоляции и оболочки
  • по расположению проводников и изоляции внутри кабеля.

Производители постоянно ищут наилучшее сочетание указанных параметров. Определить на глаз, что именно этот провод окажется наиболее подходящим, невозможно. Грамотные продавцы предложат послушать кабельные изделия в сочетании с оборудованием клиента.

Для соединения акустических вариантов с аппаратурой используют различные виды разъёмов: DIN, BNC, XLR, RCA, TRS, Speakon, Banana, лопатки, пружинные и винтовые клеммы.

Выбирая разъём, следует учитывать следующие факторы:

  1. Сигнал будет передаваться без потерь и искажений, если кабель, штекеры и разъёмы изготовлены из одного металла.
  2. Сигнал будет передаваться тем качественнее, чем больше будет площадь соединения штекера и разъёма.

Видеокабель

Основные требования к проводам для передачи изображения те же, что и для аудиокабелей. Но для соединения видеоаппаратуры используются иные разъёмы: RCA, SCART, DVI, HDMI, D-Sub, Mini-DIN, IEEE-1394.

Межблочные кабели для звука

Провода, соединяющие блочную аппаратуру, передают сигналы малой мощности. Толщина проводников в них значение не имеет, но особенности изготовления могут влиять на качество передачи полезного сигнала. Как и в случае с акустическими проводами, производители межблочных ищут оптимальное сочетание металлов и изоляции, а также лучшее расположение элементов относительно друг друга. В зависимости от типа подключения блочное оборудование соединяют либо аналоговыми, либо цифровыми проводами.

Труднее всего выбрать аудиокабели, поскольку необходимо учитывать как материалы их изготовления, так и расположение акустической аппаратуры в помещении. Провода соединяются с оборудованием при помощи штекеров различных видов. Для каждого из них пригоден только свой разъём. Широта ассортимента кабелей и их проверка на месте предполагаемого использования позволяют найти провода, наиболее подходящие для аппаратуры пользователя. Даже не будучи мастером-электротехником, научиться разбираться в различных типах кабелей будет полезно любому. Только на первый взгляд всё кажется таким сложным и запутанным, но все кабели одинаковы только для простого обывателя. Стоит посмотреть на них немного профессиональным взглядом — и вы поймёте, что разбираться в них не так и сложно. Тем более, что в интернете сегодня много профессиональных сайтов по тематике.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии