История звукового кино. От Mono к Dolby Atmos

НЕДОРОГОЙ SOUNDBAR VIZIO ЗАСТАВЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ ATMOS ИСКРИТЬСЯ

Во время нашего тестирования необходимо было отрегулировать задержку звука с включенным пультом дистанционного управления, что может быть плачевным для работы. Отображение баребона (компьютер, собранный на основе «каркасной» системы, предназначенной для самостоятельной сборки пользователем) на пульте дистанционного управления показывает настройки, а изменения отражаются полосой светодиодов на звуковой панели. Если вы хотите подтвердить, что то, что вы слышите, это, по сути, Atmos, переход в правильную настройку активирует запись самого грустного человека, который сотрясает входной и зковой формат с чувством недомогания. Кто ты, VIZIO? Я хочу купить тебе выпить.Atmos – готовый контент звучит живым и пробивным через Vizio SB36512-F6, и это понятно, что каждый из каналов трудолюбивый в течение более беспокойных сцен в фильмах, такие как Star Wars: последние джедае, Мстители: война бесконечности. Эта настройка эффективно помещает вас в центр своей сферы звука, размещая звуки. Экшн-фильмы могут быть настолько беспокойными порой, что становится трудно оценить дизайн аудио и, таким образом, полностью оценить Atmos, но Planet Earth 2 — еще одна хорошая метрика, позволяющая судить об этой системе Atmos. В эпизоде джунглей птицы, чирикающие в дереве, звучат так, будто они над вами, и здесь четко изображена явная плотность деревьев и несметное количество грохотов, происходящих внутри каждого из них. 

На Apple TV 4K вы найдете самый большой каталог контента Atmos для аренды или покупки на Vudu и в собственном магазине iTunes от Apple. Netflix и Prime Video также могут похвастаться достойным выбором фильмов, готовых к Atmos, и телешоу. В случае с Netflix некоторые из его названий, которые поддерживают Atmos, выходят в полном разрешении HD, поэтому вы сможете захотеть посмотреть на Vudu или iTunes, чтобы удовлетворить ваши потребности в 4K HDR.

ЛУЧШИЙ 4K HDR ТЕЛЕВИЗОР: TCL 55-INCH 6-SERIES

Технология TCL (командный язык инструментов) 6-серии 4K HDR

Мы не просто выбираем телевизор TK 6 серии 4K HDR из-за того, насколько он доступен, но отличная картина по цене – вот что отличает его от остальных. Помимо встроенного в Roku программного обеспечения, 55-дюймовая модель оснащена 96 полными локальными зонами затемнения, что больше, чем у Vizio сравнительно дорогостоящего телевизора P-series (серии P), и этого достаточно, чтобы отображать точные, завораживающие уровни контрастности в фильмах, играх и многое другое.

Вы, безусловно, заметите лучшее качество изображения в более дорогом телевизоре, а именно в отделе ответов, но если вы хотите обновить без сожалений со стороны качества или цены, 6-серия TCL — это без проблем

Важно отметить, что 6-серия поддерживает Dolby Vision HDR, поэтому в сочетании с совместимой с Atmos звуковой панелью он может обеспечить самый высокий уровень качества звука и видео, доступный на Apple TV 4K

«ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ЛУЧШЕЕ ТВ, ЧЕМ СЕРИЯ TCL 6  МЕНЬШЕ ЧЕМ ЗА 1000 ДОЛЛАРОВ США»

Помимо его неутешительных углов обзора, самым большим разочарованием этого телевизора являются его слабые два динамика мощностью 8 Вт. По сравнению с его великолепной картиной, встроенное в TCL встроенное аудио решение по-прежнему остается низкой точкой опыта. Но если вы уже заинтересованы в инвестировании в звуковую панель Atmos, это не будет большой проблемой.

Сопряженный с звуковой панелью Atmos от Vizio, этот телевизор TCL 4K HDR соединяет узы на крепкой настройке Dolby Vision и Dolby Atmos для Apple TV 4K, которая не уничтожит ваш кошелек. Для категории продуктов, где так легко тратить столько всего на единственную часть большего развлекательного центра, мы думаем, что вам будет приятно, если вы перейдете на этот пакет стоимостью 1,100 долларов.

САМАЯ ДОСТУПНАЯ КОМПИЛЯЦИЯ DOLBY ATMOS И VISION

Поддержка Dolby Atmos появилась на Apple TV 4K, присоединившись к ряду других потоковых коробок, таких как Roku Ultra, Amazon Fire TV и даже несколько игровых консолей, таких как Xbox One S и Xbox One X. В сочетании с существующим Dolby Vision HDR, это делает Apple TV 4K единственной телевизионной приставкой, чтобы «осветить все огни» и иметь для этого глубокий каталог содержимого. Но вы не сможете использовать разнонаправленный аудиостандарт или улучшенные функции качества изображения на tvOS 12 без надлежащего оборудования.

Предположим, что у вас уже есть Apple TV 4K (модель не-4K не поддерживает Atmos), вам нужно будет настроить звуковую панель Atmos и телевизор с разрешением 4K HDR. Небо – действительно является пределом с точки зрения того, насколько это сопряжение может стоить вам, но вы можете получить отличный телевизор, поддерживающий Dolby Vision и звуковую панель с поддержкой Atmos без полного взлома банка. Во-первых, давайте поговорим о саундбарах.

Если вы покупаете саундбар  (звуковую панель) с поддержкой Atmos, поддерживаемый контент, доступный на Apple TV 4K, будет звучать объективно лучше, чем через традиционный саундбар. Эффект подписи Atmos добавляет вертикальную глубину к звуковому представлению. Например, то, что выше или ниже уровня глаз на экране, отражается звуком, который имеет правильное ощущение места.

Есть много вариантов на выбор, многие из которых оснащены восходящими динамиками, которые отскакивают от вашего потолка, хотя только одна модель легко вписывается в счет с точки зрения размера и цены. Vizio SB36512-F6 доступен по цене и звучит достаточно хорошо, чтобы рекомендовать.

ЛУЧШИЙ ЗВУК ATMOS: VIZIO SB36512-F6

При цене 499$ новая система Vizio 5.12, основанная на Atmos, намного лучше, чем следующая дешевая звуковая панель Atmos, которую мы можем найти, Sony HT-X9000F стоимостью 599 долларов. Настройка проста, и хорошие результаты можно получить в течение нескольких минут после ее подключения.

В некоторых звуковых панелях Atmos отсутствует вертикальный канал, вместо этого он предпочитает виртуализировать эффект Atmos. Виртуализация может звучать славно, как мы слышали от модели Sony за 599 долларов. Но если вы уже тратите хорошие деньги на звук, вы также можете получить звуковую панель, которая на самом деле отскакивает от вашего потолка. Несмотря на то, что SB36512-F6 — это недорогая система Atmos от Vizio, он оснащен динамиками с восходящим потоком, а также двумя спутниковыми динамиками, которые вы можете расположить позади вас для более полного эффекта.

Левый, правый и центральный каналы этой системы 5.1.2 упакованы в переднюю панель саундбара. Два динамика направлены вверх, а небольшой беспроводной сабвуфер служит точкой соединения как для проводных сателлитных громкоговорителей, у которых есть шнуры достаточно длинных, чтобы позволить вам повернуть их за диван. У этих сателлитных громкоговорителей есть несколько скрытых  решеток на их верхней части, что, хотя и не описано в руководстве, кажется, добавляет немного вертикали к звуку, просто позволяя ему протекать через вершину. Это не очень заметно, но это еще один приятный штрих в этой дешевой аудиосистеме Atmos.

Лицензирование Dolby Atmos для домашних пользователей

Производитель заявил о намерении лицензировать свое детище для домашних кинотеатров. Это позволит приобретать аудиосистему с поддержкой технологии Dolby Atmos бытовым потребителям. Однако для реализации этого проекта потребуется увеличить число звукового оборудования (колонок). В потолочное пространство необходимо вмонтировать минимум 2, а то и 4 колонки для идеального позиционирования аудио эффектов. В большинстве случаев для городских квартир это не представляется возможным, но специалисты не исключают появление подобных систем с характерными техническими надстройками. Ими могут быть излучатели звука, направленные в верх.

Также алгоритмы процессора системы требуют переработки. Необходимо проработать все таким образом, чтобы система контролировала процесс потока сигнала к верхней части помещения и их идеального отражения в сторону слушателей. Таким способом создается имитация верхних колонок. Благодаря этому, домашний пользователь может не приобретать подобное оборудование, чем сможет сэкономить существенному сумму финансовых средств.

Не менее важным компонентом для качества системы является AV-ресивер. Альтернативное название этого оборудования – процессор звукового окружения. В нем размещается специальный декодер с увеличенным количеством выходных портов. В зависимости от денежных затрат можно приобрести такое устройство, способное озвучить помещение различного объема. К примеру, для больших комнат рекомендуется задействовать более 34 колонок. Для маленьких помещений подойдет минимальный набор, состоящий из 11 подобных устройств.

Далее необходимо позаботиться о программном обеспечении с поддержкой описываемой системы. Понятно, что технология Dolby Atmos в смартфоне также появится, но пока что это всего лишь молодые, но перспективные разработки. Сейчас же можно приобрести лишь имитацию подобных эффектов. Для полноценного воспроизведения должен быть файл соответствующего аудио формата и подходящий проигрыватель, способный его прочитать без помех. Это относится к аппаратному оборудованию (мультимедиа проигрывателю), имеющему режим bitstream.

 

  • Следующий пост Технология beautify
  • Предыдущий пост Интересные традиции татар

Dolby Atmos

Ну и наконец хочется рассказать о новом формате звука для домашних кинотеатров – Dolby Atmos, который был впервые презентован в 2012. Если распространение обычного звука в классических уже системах многоканального аудио мы можем рассмотреть как двухмерное, горизонтально (звук справа, слева, спереди, сзади), то данный формат позволяет обеспечить полностью трехмерное звучание с использованием вертикальной плоскости. Данная технология позволяет звуковым дорожкам спецэффектов существовать независимо друг от друга, так как они не сводятся звукорежиссером раз и навсегда, обрабатываются специальным процессором. Дополнением в Dolby Atmos кинотеатрах стали потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Первым фильмом в данном формате стал 3D мультфильм «Храбрая сердцем».

Но и это еще не все, данный формат также внедрен и в домашние кинотеатральные системы. Такие производители Hi-Fi как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы с поддержкой данного декодера. Для того, что бы сделать Atmos кинотеатр дома необязательно встраивать потолочные АС, производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.

О том как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра я расскажу в следующей статье.

Компания Dolby

В середине 70-х годов на сцену выходит компания Dolby, изначально компания заработала себе имя на системах шумопонижения Dolby A и Dolby B, для профессиональной и любительской звукозаписи. Но успехов в данной сфере Рею Долби было мало, и он обратил свой взор на кинематограф. В 1971 году появился первый фильм при записи звуковой дорожки к которому использовалась система шумопонижения Dolby A – «Заводной апельсин». Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосопровождении фильма.

В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который используется в звукозаписи и в наши дни.

Понятие Stereo тех дней значительно отличается от того как его понимают сейчас, в наши дни – это обозначение двухканального аудио, а для много канального используется термин surround sound, который появился, кстати, именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в домашние кинотеатральные системы. В те времена термин Stereo обозначал именно объемный звук. Данный формат снова вернул на пленку оптическую дорожку звукозаписи причем для четырех существующих каналов. Звук фронтальных каналов при данном декодировании оставался без изменений, спецэффекты получились путем вычитания левого фронта из правого (путем переворота фазы) и фильтрацией сигнала в диапазоне ниже 100гц и выше 7кГц.

С центральным каналом возникла небольшая загвоздка, классически звук центрального канала – это смешение звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3Дб, то есть звук голоса был слышен и в фронтальных парах, но тише на 3Дб. Dolby использовал умную систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации, в случае если диалог звучал в тишине, то звуки фронтальных каналов дополнительно приглушались, а если речь шла вместе с музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было плохо слышно, а еще она увеличивала громкость в пузах между речью) для синергии двух звуковых дорожек было использовано подмешивание звука, в противофазе, правого канала к левому и наоборот. Естественно четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, ведь достаточно сложно было четко позиционировать и разделять доминантное звуковое сопровождение и спецэффекты, но фирма постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, и качество звука в новом формате достигло небывалых высот.

Огромную же популярность данному формату принес фильм Джорджа Лукаса – «Звездные войны», 1976 г. Показав в данном фильме величайшее, по тем временам, качество аудио и видео эффектов фильм обрел огромную популярность и продвинул использование Dolby Stereo в кинематографе. Джордж Лукас в принципе внес огромную лепту в мир звукозаписи, но об этом позднее.

В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма была не дешевой и отличалось плохим качеством, Dolby Stereo позволило значительно удешевить домашнее кино, сделав его доступным для широкой публики.

Для поддержки высокого качества звука в кино Dolby вводит жесткую сертификацию кинотеатров, а логотип компании сделали приманкой для зрителя, так как подобный звук невозможно было реализовать в домашних условиях.

В дальнейшем копания Dolby добралась и до широких экранов, привнеся в мир первые системы 5.1 которые используются в наши дни.

Наличие отдельных динамиков для воспроизведения НЧ сигнала стало новым прорывом в спецэффектов выдавая громоподобные реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы).

Но все же популярность широкоформатного кино стала падать, поэтому большого количества кинофильмов с данным типом фонограммы создано не было.

История многоканального звука

Впервые многоканальная запись для воспроизведения в кино была использована в 1941 году для мультфильма Fantasia от Disney. Звукорежиссёры тогда совершили огромный шаг в формате воспроизведения звука перейдя с моно воспроизведения на трехканальное (2 фронта и центр), записанных на кинопленку оптическим способом.

Почему шаг был огромным? Потому, что звук в кино и так появился относительно недавно. Первым фильмом с синхронной речевой фонограммой стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в свет в 1927 году, а первая фраза главного героя «Подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» стала символом новой эпохи звукового кинематографа. А теперь представим себе, как реагировали зрители того времени на новый звук. Если раньше мы слышали одинаковый звук из всех колонок, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую часть картины.

https://youtube.com/watch?v=LkUKloVCzcM

Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, главной причиной этому послужила 2-я мировая война.

Новым толчком к развитию многоканальной записи стало активное развитие магнитофонной записи. Первые магнитофоны были трофейными, привезенными из Германии, да и само название Магнитофон это ставшая именем нарицательным модель AEG Magnetopfon.

Дальнейшее развитие многоканального аудио продолжилось в США. Первый многодорожечный магнитофон был изобретен знаменитым музыкантом Лесом Полом (изобретателем электрогитары без которой невозможно представить современную музыку), он же первым стал проводить записи на моно магнитофон.

THX

О THX стоит рассказать отдельно. THX – это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.

Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса THX 1138. Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, что бы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии так и кинотеатры, с 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.

Реальные проблемы инсталляции систем с поддержкой Dolby Atmos в помещениях домашних кинотеатров.

Эмоционально эффектно раскручиваемый сегодня тренд многоканального и многоуровневого звука уже имеет большое число поклонников – владельцев домашних кинотеатров, но вряд ли восторженно воспринят компаниями – инсталляторами
высококачественных систем воспроизведения аудио/видео. Обусловлено это тем, что в отличие от Dolby Labs, которая тестирует свою технологию в специальных помещениях, акустически подготовленных и имеющих оптимальные размеры,
инсталляторы имеют дело с реальными помещениями квартир и домов, выделенными под домашние кинотеатры и с реальными владельцами с их субъективными предпочтениями восприятия аудио контента.

Каждая новая колонка в эксплуатируемой в рамках домашнего кинотеатра аудио схеме и даже дополнительный динамик в акустической системе буквально разрушают всю сложившуюся звуковую картину, а потому добавление потолочной
акустики или дополнительной, ориентированной вверх, акустики на/в фронтальных/тыловых колонках требует проведения всего комплекса масштабных работ по акустической обработке, причем здесь не обойтись простой коррекцией
поглощения/рассеивания/отражения звуковых волн в локальных местах. На порядок возрастает сложность работ при инсталляции двухуровневых систем в новых помещениях с учетом того, что в Dolby Atmos звуковая волна «сверху»
выводится в приоритет и по факту формирует новый пакет отражений, требующих специального подхода к обработке, а также существенно влияет на время реверберации.

Устранение комнатных резонансов, SBIR-эффекта, гребенчатой фильтрации и т.д. осложняется размещением потолочных колонок или использованием в звуковой картине первых отражений ориентированной вверх акустики на/в
фронтальных/тыловых колонках, причем ни Dolby Labs, ни производители акустических систем пока не могут технически корректно показать действенный способ совмещения нужных для Dolby Atmos первых отражений ориентированной вверх
акустики и негативных для формирования звуковой картины первых отражений от потолка фронтальной/тыловой акустики.

Дополнительным негативом при инсталляции систем домашнего кинотеатра с Dolby Atmos на объекте является факт практического отсутствия у владельца понимания как должно восприниматься «на слух» не просто многоканальное, но
и многоуровневое аудио, поскольку действующих в квартирах/домах систем с поддержкой Dolby Atmos пока почти нет, а подогнать воспроизведение/восприятие аудио в помещении дома под трансляцию фильма через десятки акустических
систем большого кинозала наверняка не удастся. В целом поэтому сегодня в нашей стране успешная инсталляция систем домашних кинотеатров с поддержкой формата Dolby Atmos выполняется предельно ограниченным числом профильных
компаний, которые, как правило имеют партнерские связи с разработчиком и/или производителями высококачественной аудио аппаратуры, определились с алгоритмом адаптации нового типа звука к типовым помещениям квартир/домов и
уже провели квалификационную переподготовку под своих сотрудников.

Особенности технологии

Dolby Atmos представляет собой новый, качественный этап в формировании и передаче окружающих звуковых эффектов. Технология одинаково эффективно показывает себя как при записи, так и при воспроизведении звука. Отличием от других технологий записи является отказ по записи дорожки по отдельным каналам. При Dolby Atmos звук распространяется в пространстве в точном соответствии с идеями звукорежиссера.

Во время воспроизведения звука центральный процессор системы учитывать сколько колонок задействовано в данный момент и выдает в режиме реального времени качественный звук. Благодаря такой особенности, Dolby Atmos работает одинаково эффективно при любом количестве колонок. Это дает возможность владельцам заведения экономить на покупке звуковой техники, а зрителям – удовольствие от качественных и объемных звуковых эффектов, слышных в любой части помещения.

Оборудование с поддержкой технологии Dolby Atmos выгодно отличается от аналогичных современных систем (5.1, 7.1 и так далее) по следующим признакам:

    увеличенное число экранных (фронтальных колонок) с 3 до 5 позволяет эффективнее привязать звуковые эффекты, происходящие на большом экране;
    боковые или тыловые колонки теперь установлены от самого экрана и экономят пространство боковой стены;
    добавлены 2 ряда колонок, расположенных на потолке от задней стены до экрана и установленных на одинаковом расстоянии от боковых стен (важно, чтобы дистанция между колонками была равной расстоянию между тыловыми АС);
    в добавок к фронтальному сабвуферу появляются еще 2 боковых канала;
    каждая колонка получает отдельный сигнал, преобразующийся в звуковую волну.

Задачей звукорежиссера является четкое размещение объектов в точном соответствии с тем, как они должны в последствии восприниматься слушателем. В Dolby Atmos работают 10 каналов, которые конфигурируются по образу 9.1 (обычная звуковая система 7.1 с добавлением 2 потолочных каналов). Предусмотрена слаженная работа следующих колонок:

  • левые;
  • центральные;
  • правые;
  • левые боковые;
  • левые тыловые;
  • правые боковые;
  • левые потолочные;
  • правые потолочные;
  • сабвуфер.

 

Можно определить до 118 объектов, которые не имеют привязки к определенной или определенным каналам. Каждый объект в звуковом пространстве четко выставленное положение, которое определяет центральный процессор системы и выставляет звуковые потоки таким образом, чтобы эти параметры определялись на слух. В результате в помещении создается правдоподобная звуковая атмосфера.

Домашние кинотеатры

Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск. Также широкое распространение получили домашние Hi-Fi стереосистемы. В 1982 году компания Dolby выпустила в свет декодер Dolby Surround способный декодировать 3 канала (левый правый фронт и surround). Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров больших диагоналей, от 27’, в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-х канальный звук из двухканальной фонограммы. Так в мире стали появляться первые домашние кинотеатры основанные на Hi-Fi оборудовании. Они стремительно захватили рынок и из предметов роскоши стали обычным явлением.

В 90-е годы стала активно развиваться цифровая запись, в свет вышел формат CDS с цифровой аудиодорожкой вместо аналоговой, разметка метаданных осуществлялась при помощи пикселей на кинопленке. Но из-за уровня технологий часто появлялась проблема пропадания звука связанной с ошибками в звуковой дорожке.

Звук в кинотеатрах

В кино первые форматы объемного звука записывались именно при помощи магнитофона, на пленки вместо оптической дорожки стал наносится магнитный слой а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек. В дальнейшем, в связи с популярностью кинематографа, киноиндустрия перешла на широкий формат (70 мм пленка вместо 35мм.). Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления, в то время в кинотеатрах были использованы два основных формата – Cinemascope (4 канала – левый фронт, правый фронт, центр и surround расположенный сплошным массивом сзади и сбоку от слушателей) от 20th Century Fox и Todd AO для 70 мм (имел уже 6 каналов, добавилось по одному дополнительному каналу слева и справа на фронте, в связи с огромным размером экрана).

Любопытный факт: Центральный канал стал необходимым в связи с большими размерами кинозала и диалоги для зрителей справа и слева звучали не из центра, центральная АС обеспечивала четкое позиционирование всей воспроизводимой речи. В дальнейшем центральный канал так и остался с рабочим названием dialog.

Звуковая дорожка того времени сильно отличалась от современных, хотя по сути количество каналов не изменилось. Все дело в том, что на том этапе развития технологий было очень сложно, да и качественные звуковые спецэффекты в те времена не были столь востребованы. Сами форматы к тому же были не столь распространены, так как оборудование для их воспроизведения стоило не дешево и его могли позволить только успешные кинотеатры.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии