ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ МЕБЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА И УЧЕБНЫМ ДОСКАМ

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми №2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах. Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь

воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Номера мебели ГОСТы 11015-93

11016-93

Группа роста, мм

Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм

Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм

Цвет маркировки ГОСТы: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93, 5994-93

1

1000 — 1150

460

260

Оранжевый

2

1150 — 1300

520

300

Фиолетовый

3

1300 — 1450

580

340

Желтый

4

1450 — 1600

640

380

Красный

5

1600 — 1750

700

420

Зеленый

6

Свыше 1750

760

460

Голубой

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения. Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

а – между рядами двухместных столов, не менее 60;

а1 – между рядами одноместных столов, не менее 50;

б – между рядами столов и наружной продольной стеной, не менее 70 ( в зданиях из кирпича и местных материалов, не менее 50);

в – между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 (в зданиях из кирпича, не менее 50);

г – от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола, не менее 225);

д – от передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке, не менее 225;

е – от задних столов до задней стены (перегородки), не менее 65, а если стена является наружной, не менее 100;

е1 – от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены, не менее 80, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов, не менее 120;

ж – между столами в ряду, не менее 50;

з – между столом учителя и передней стеной, не менее 65;

и – от демонстрационного стола до классной доски, не менее 100;

к – между столом учителя и первым столом учащихся, не менее 50;

у — угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

ГОСТы на мебель для детского сада

Детская мебель отличается от взрослой, прежде всего, размерами. В нашем законодательстве такие размеры называются «ростовыми группами» (они же – группы детской мебели). Есть 4 специальных ГОСТа, которые устанавливают такие ростовые группы для дошкольников. Полезные ссылки на полные версии этих документов будут ниже.

ГОСТ для детских столов

До 1 октября 2017 года действовал ГОСТ 19301.1-94. Сегодня действует ГОСТ 19301.1-2016. Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов

Этот стандарт распространяется на детские столы, которые используются в дошкольных учреждениях и в быту, кроме игровых и трансформируемых столов. Документ разделяет детские столы на 5 типов: четырехместный, двухместный с ящиками и без ящиков, двухместный трапециевидной формы (дополнительный), а также одноместный и с регулируемыми параметрами.Здесь же – таблица ростовых соответствий в миллиметрах:

Номер стола Средний рост детей (мм) Группа роста (мм)
00 750 До 850 включительно
900 От 850 до 1000 включительно
1 1050 От 1000 до 1150 включительно
2 1200 От 1150 до 1300 включительно
3 1350 От 1300

Отдельный раздел ГОСТа посвящен функциональным размерам детских столов (длине крышки, высоте рабочей плоскости от пола и т.п.) в зависимости от ростовой группы. В пункте 3.6. ГОСТа сказано, что углы крышек столов должны быть притуплены (радиус скругления 10-50 мм). Это основа для Интернет-советов о том, что у мебели для детских центров не должно быть острых углов.

Посмотреть полный текст ГОСТа 19301.1-94. вы можете здесь.

ГОСТ для детских стульев

До 1 октября действовал ГОСТ 19301.2-94. Сегодня действует ГОСТ 19301.2-2016. Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульевСтандарт распространяется на детские стулья, которые используются в дошкольных учреждениях и в быту, кроме игровых и трансформируемых. Документ разделяет детские стулья на два вида: стулья с постоянными параметрами и стулья с регулируемыми параметрами (стулья-трансформеры).

Маркировка ростовых групп стульев соответствует аналогичной маркировке столов.

Номер стула Средний рост детей (мм) Группа роста (мм)
00 750 До 850 включительно
900 От 850 до 1000 включительно
1 1050 От 1000 до 1150 включительно
2 1200 От 1150 до 1300 включительно
3 1350 От 1300

Высота, глубина сиденья и другие параметры указаны в разделе «Размеры».Посмотреть полный текст ГОСТа 19301.2-2016. вы можете здесь.

ГОСТ для детских кроватей

Здесь ситуация аналогичная: до 1 октября 2017 года действовал ГОСТ 19301.3-94. Сегодня действует новый ГОСТ 19301.3-2016.Этот стандарт предназначен для детских кроватей, которые используются в спальнях дошкольных учреждений и в быту.В соответствии с документом, детские кровати изготавливаются двух типов: кровати с ограждением и ложем переменной высоты для детей до 3-х лет, а также кровати для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Ростовых групп здесь нет. Зато есть функциональные размеры кроватей для безопасности детей, в том числе возможные боковые ограждения.
Посмотреть полный текст ГОСТа 19301.3-2016. вы можете здесь.

ГОСТ для другой детской мебели

Это ГОСТ 26682-2016. Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры. Документ также вступил в силу с 1 октября 2017 года взамен ГОСТу 26682-85. Стандарт распространяется на иную мебель для детских садов, а именно: туалетно-пеленальные и туалетно-массажные столы; шкафы для детской одежды, белья, игрушек, пособий, горшков; скамьи для одевания, барьеры; вешалки для полотенец, сервировочные столы; шкафы для одежды и табуреты для персонала, шкафы для хозяйственного инвентаря, шкафы под мойку и хранение посуды. ГОСТ устанавливает размеры для этих видов мебели.

Посмотреть полный текст ГОСТа 26682-2016 вы можете здесь.

Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка

Рост ребёнка (мм)

Ростовая группа для мебели и цвет маркировки

Группа в детском саде или класс в школе (примерно)

Высота от пола до сиденья стула (мм)

Высота от пола до столешницы стола (мм)

00
(черный)

0
(белый)

младшая группа

1
(оранжевый)

младшая/средняя группы

2
(фиолетовый)

средняя/старшая группы

3
(желтый)

старшая группа/1-й класс

4
(красный)

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота сиденья стула (мм)
до 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 400 220
с 1000 — 1150 1 460 260
с 1150 — 1300 2 520 300
с 1300 — 1450 3 580 340
с 1450 — 1600 4 640 380

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются . При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно — трехуровневыми кроватями.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно — трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Требования к ученической мебели и ее расстановке в классе

Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7-15є. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

Функциональные размеры парт для учащихся начальных классов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 7.1.1.

Таблица 7.1.1 Функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп

Ростовая группа

Высота переднего края крышки парты

Высота переднего края сиденья парты

1000-1150 мм

510

320

1151-1300 мм

550

350

1301-1450 мм

600

380

1451-1600 мм

650

410

При выборе ученической мебели следует руководствоваться следующими положениями:

Наличие санитарно-эпидемиологического заключения, в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.

Парты должны иметь цветовую маркировку, которая наносится на видимую наружную боковую поверхность в виде круга диаметром не менее 10 мм.

Функциональные размеры ученической мебели должны соответствовать ее номеру и маркировке. Контроль соответствия осуществляется путем измерения у парт высоты над полом верхней плоскости крышки, обращенной к ученику, и высоты над полом верхнего края сиденья. В мебели с регулируемыми параметрами контролируют соответствие номеру каждого положения регулировки. Измерения проводят универсальным измерительным инструментом, имеющим миллиметровые деления, с погрешностью ± 1 мм.

Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отдельных элементов мебели приведены в Приложении 4.

Требования к расстановке мебели в классном помещении

Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45.

Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон** При коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая — от 1151 до 1300 мм, желтая — от 1301 до 1450 мм, красная — от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели. Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы). Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответствующие номерам (группам) мебели цветовые полосы шириной 15 см. Для номеров соответствуют: оранжевая — при высоте 100-115 см от пола, фиолетовая – 115-130 см, желтая – 130-145 см, красная – от 145 до 160 см, зеленая – от 160 до 175 см, голубая – от 175 до 190 см.

Данные о дате измерения роста, номере (группе) мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту. Для облегчения рассаживания школьников 1-х – 4-х классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

П-образная расстановка парт

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.

Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить парты друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).

В актовом зале можно организовать несколько таких П-образных пространств для проведения родительского собрания или игры по типу «Неделя математики».

Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие

В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.

Круговое расположение стульев

Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам

Все это: зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом, дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность

Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока

Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников

С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.

С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать

Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.

Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы

  • Легко держать всех детей под контролем.
  • Сами ученики видят всех других участников группы и преподавателя, поддерживают с ним контакт.
  • Освобождается пространство в центре, которое можно использовать для презентаций и выступлений
  • Обстановка вынуждает детей вести себя хорошо и вовлекает их в учебный процесс.
  • Класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
  • Позволяет использовать формы работы с мячом или другими предметами, передающимися от ученика к ученику.

Минусы

  • Невозможно или трудно применять для классов с маленькими детьми, с классами, где много детей со сложным поведением.
  • Стеснительным и неуверенным в себе ученикам некомфортно быть на виду, потому что скрыться не за кем (возможно, таких учеников стоит сажать около стола, цветка или другого предмета, который искусственно ставится в классе для создания благоприятной обстановки для таких учеников).
  • Сама по себе расстановка парт или кресел не поможет, если ученики не хотят говорить. Они так и останутся молчаливыми смотрящими друг на друга и находящими поддержку других молчунами.
  • Невозможно или трудно организовать такую форму обучения для очень большого числа детей.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии