Что такое ISO в фотоаппарате

Что такое экспозиция

Получение правильной экспозиции более всего похоже на попытку собрать дождевую воду в ведро. Хотя сила дождя находится вне вашего контроля, тем не менее, вам подвластны три фактора: диаметр ведра, время, на которое ведро выставляется под дождь, и объём воды, который вы хотите получить. Всё, чего нужно добиться, — это набрать не слишком мало («недодержать») и не слишком много («передержать»). Ключевой момент в том, что возможно множество различных комбинаций размеров ведра, времени и количества воды. Например, одно и то же количество воды можно получить за меньшее время, если взять более широкое ведро, и наоборот, узкое ведро понадобится держать под дождём намного дольше.

В фотографии параметрами экспозиции являются диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO, которые аналогичны диаметру ведра, времени и количеству воды, описанным выше. Далее, как дождь, так и естественный свет находятся вне контроля фотографа.

Приоритет выдержки

Режим обозначается как Tv или S. По своему принципу он подобен предыдущему режиму, но здесь все наоборот.

В режиме Приоритет выдержки мы устанавливаем выдержку, а камера самостоятельно подбирает диафрагму для получения стандартной экспозиции.

Этот режим сочетает удобство авто-экспозиции и фиксированной выдержки.

Например, при съемке спортивных соревнований, чтобы «заморозить» движение, требуются короткие выдержки 1/500 – 1/1000 секунды. Для этого лучше всего подходит режим Приоритет выдержки. Выбираем этот режим, устанавливаем выдержку 1/500 секунды и минимальное ISO – 100. Затем, направив камеру на сцену, нажимаем кнопку спуска наполовину. При этом в видоискателе высветится значение диафрагмы, установленное камерой.

Поскольку значение диафрагмы ограничено объективом, то ее может не хватить для получения нужной экспозиции. В этом случае в видоискателе значение диафрагмы будет мигать, подсказывая нам, что камера не может получить правильную экспозицию. В этой ситуации нам нужно поднимать ISO до тех пор, пока значение диафрагмы не перестанет мигать.

Выдержка позволяет нам контролировать размытие движения. На коротких выдержках быстро движущиеся объекты «замораживаются», а на длинных, напротив, смазываются или же становятся совершенно невидимыми. Например, капли дождя начинают останавливаться на 1/1000 секунды, а бурлящая вода в реке сглаживается на выдержке в 15 секунд.

Есть интересный прием, который называется «Съемка с проводкой». Он заключается в том, чтобы сделать кадр, следуя камерой за движущимся объектом. При этом нужно подобрать выдержку таким образом, чтобы объект получился достаточно резким, а фон смазался, подчеркивая стремительное движение в кадре.

Этот кадр сделан на выдержке 1/125 секунды. Подобный прием можно выполнить как в режиме Приоритет выдержки, так и в Ручном режиме.

Шаг третий. Как значение светочувствительности влияет на качество фотографического изображения

Каждому фотографу, особенно начинающему, важно запомнить одно важное правило. Звучит оно так: чем ниже значение светочувствительности матрицы, тем выше качество фотографии, и, соответственно, чем значение ISO выше, тем качество фотографий ниже

Если вы поднимаете светочувствительность, с каждым шагом вы увеличиваете и экспозицию. С каждым новым значением ровно в два раза. Про это мы уже говорили сегодня. А при повышении экспозиции в значительной степени увеличиваются и так называемые цифровые шумы. Чем цифровые шумы значительнее, тем хуже детализация фотографического изображения, тем выше его зернистость и видимая неровность. Таким образом, мы пришли к несложному выводу: чем ниже значение ISO, тем лучше качество получаемой фотографии.

Чтобы вам проще было понять то, о чем мы только что сказали, посмотрите вот на эти фотографии. В этот раз при съемке мы меняли все три параметра, влияющие на экспозицию: и выдержку, и диафрагму, и светочувствительность.  При всем при том, экспозиция у нас всегда оставалась постоянной. На наших примерах значении ISO было: 100, 200, 400, 800, 1600 и 3200 единиц.

На этих фотографиях очень хорошо видно, как при увеличении светочувствительности цифровой шум, на первом снимке практически не заметный, с каждым шагом становится все заметнее и заметнее.

Для того, чтобы избавиться от цифрового шума, существуют специальные шумоподавляющие программы. Некоторые из них со своим делом справляются просто великолепно. Но, тем не менее, эти программы имеют и свои недостатки. Они выражаются в первую очередь в том, что снижают детализацию фотографического изображения, сглаживают на снимке мелкие детали. Вот посмотрите, хотя бы, на эти два снимка. Они прекрасно иллюстрируют качество работы таких программ

Вот поэтому мы рекомендуем применять их очень осторожно и умеренно, учитывая свою конечную цель, то есть, учитывая, для чего вы создаете тот или иной снимок

Сенсор большего размера намного лучше справляется с цифровыми шумами, так как на такую матрицу света попадает значительно больше. Но в наши дни современные технологии развиваются стремительно, так что разница в этом плане между большими и маленькими сенсорами в значительной мере сократилась.

Каждая фотокамера уникальна. Именно поэтому цифровые шумы, создаваемые ей, можно назвать в некотором роде «отпечатками ее пальцев». Вот поэтому мы и рекомендуем вам поэкспериментировать со съемкой своим фотоаппаратом в разных световых условиях, и особенно при съемке в условиях плохой освещенности

Это даст вам возможность узнать, какое максимальное значение светочувствительности больше подходит для конкретно вашей фотокамеры.  Обратите внимание и на то, что во время постобработки изображения на компьютере в различных графических редакторах завышенная экспозиция позволяет получить точно такой же эффект, как и высокая светочувствительность, а именно – увеличиваются цифровые шумы. Вот поэтому в ходе своих опытов вы убедитесь в способностях вашей фотокамеры, и научитесь правильно устанавливать экспозицию

Все это даст вам возможность избежать слишком заметных цифровых шумов на ваших фотографиях.

Ручной режим

Ручной режим у всех камер обозначается буквой М.

В этом режиме мы самостоятельно устанавливаем все параметры экспозиции: выдержку, диафрагму и чувствительность. Но это не так сложно как кажется, потому что и в этом случае мы опираемся на показания замера освещенности кадра!

Вспомним первый пример – съемку портрета. В режиме М, мы будем действовать похожим образом. Сначала установим желаемые ISO – 100 и открытую диафрагму (к примеру 2.8). Затем начнем подбирать выдержку, пока камера не покажет нормальную экспозицию. В камерах Canon для этого нужно совместить вертикальную метку с нулем на шкале экспозиции. Эта шкала отображается как в видоискателе, так и на экране камеры.

Таким образом, в Ручном режиме камера подсказывает нужное значение экспозиции, а фотограф сам определяет из чего ее сложить. В каком случае лучше увеличить выдержку, а в каком поднять ISO или открыть диафрагму.

Многие фотографы настолько привыкли к ручному режиму, что снимают исключительно в нем. Но следует признать, что в этом случае съемка получается не такой оперативной, как в полуавтоматических режимах – Приоритет выдержки и Приоритет диафрагмы, поскольку при изменении освещенности, вам придется подстраивать параметры экспозиции вручную. Однако этот режим идеально подходит, если вы хотите контролировать все параметры экспозиции, никуда не спешите или освещенность сцены почти не меняется.

Так же этот режим необходим при съемке в специфических условиях, когда замер освещенности камеры может ошибаться. Например, при съемке со вспышками, при ночной съемке и других сложных случаях.

При ночной съемке выдержка, как правило, подбирается с помощью нескольких тестовых кадров. Например, чтобы снять огни проходящего по мосту поезда, я подобрал такие параметры: ISO 400, f 4.0, выдержка 30 секунд, получив этот кадр.

При съемке молнии, так же использовался ручной режим, с такими параметрами: ISO 100, f 16, выдержка 4 секунды.

Ручной режим используется при съемке в студии, когда на экспозицию влияет не только параметры камеры, но и мощность студийных вспышек, которые настраиваются отдельно.

ISO 100, f 8.0, выдержка 1/160 секунды.

Разобравшись с творческими режимами, вы сможете контролировать все ключевые параметры съемки, используя весь потенциал вашей камеры. Сделав тем самым большой шаг от просто снимков к художественной фотографии.

Автор материала – Евгений Булатов.

Как настроить ISO на фотоаппарате

Регулировка этого показателя – один из самых важных моментов в фотопроцессе наряду с такими настройками как выдержка, баланс и диафрагма. Перечисленные параметры могут заменять друг друга. Фотоаппарату может требоваться равное количество освещения для съёмки при различных регулировках трех вышеуказанных величин. Так, чтобы компенсировать увеличение чувствительности к свету необходимо снизить выдержку и закрыть диафрагму.

В целом, настройки данного значения отражают наличие шумов на снимке. Поэтому чтобы предупредить возможные искажения на снимке, следует фотографировать с применением низких настроек этого показателя. Не желательно производить съемку при очень высоких показателях этой величины. Профессионалы рекомендуют учиться делать фотографии с пониженной величиной светочувствительности.

Перед регулировкой данной величины на фотокамере, необходимо учесть, один нюанс: чем она выше, тем больше становится светочувствительность матрицы, и тем меньше ей и пленке потребуется времени для сканирования изображения с фотообъектива.

Многие фотокамеры оснащены функцией автоматической регулировки светочувствительности. Но эту функцию применять не желательно. Это связано с тем, что аппаратура сама не может правильно оценивать окружающий мир, и может регулировать параметры не так, как это нужно в действительности.

 

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Птицы и птички

Начало: 12-08-2019 Фотографии принимаются до: 22-08-2019 Голосование до: 26-08-2019

Тема: птицы

Жанр: фотографии птиц

Панорама природы

Начало: 18-06-2019 Фотографии принимаются до: 21-08-2019 Голосование до: 26-08-2019

Тема: природная панорама

Жанр: панорамный пейзаж

Интересные публикации на сайте

Постановочная фотография (жанр постановочной фотографии в фотоискусстве)
Основа постановочной фотографии – художественная идея, и она требует вполне конкретной фотореализации. Сюжет и содержание постановки никогда не сводится к определенному стилю, он может быть прак…
подробнее
Цифровая фотография и ее особенности
Итогом цифрового снимка является изображение в виде совокупности цифровой информации — файла, а в качестве светочувствительного материала используется электронное приспособление — матрица….
подробнее

Новые фотоконкурсы на сайте

Синие и голубые цветы

Начало: 14-08-2019 Фотографии принимаются до: 26-08-2019 Голосование до: 30-08-2019

Тема: цветы синего и голубого цвета

Жанр: объектная фотография, натюрморт

Фотограф за работой

Начало: 01-07-2019
Фотографии принимаются до: 28-08-2019
Голосование до: 02-09-2019

Тема: фотограф

Жанр: портрет, жанровая фотография

Шаг четвертый. В каких случаях какие параметры светочувствительности использовать

ISO 100-200 единиц. При таком значении светочувствительности фотографическое изображение сохраняет больше всего деталей, а значит и будет иметь самое хорошее качество.  ISO 100-200 единиц как нельзя лучше подходит для съемки при естественном солнечном освещении. При таких условиях съемки в более высоком значении светочувствительности просто нет совершенно никакой необходимости. Ну, скажем, если вы будете фотографировать при светочувствительности в 1600 единиц в яркий и солнечный день, когда на небе нет ни одного облачка, то получите очень зернистое и «шумное» изображение.

ISO 200-400 единиц. Такое значение светочувствительности будет хорошо применять при съемке в условиях, когда освещение вполне достаточно, но не очень ярко и сильно. Ну, например, при фотографировании на улице в тени, или внутри хорошо освещенного помещения.

ISO 400-800 единиц. Так хорошо работать, если вы снимаете в помещении и со вспышкой. В этом случае вы легко сможете настроить постоянную экспозицию, что даст вам возможность получить на фотографиях хорошо проработанный задний план.

ISO 800-1600 единиц. В этом диапазоне светочувствительности работают в основном репортажные фотографы. Ведь именно им чаще всего приходится снимать в условиях низкой и плохой освещенности, или там, где по каким-то причинам не разрешается фотографировать со вспышкой или воспользоваться ей просто невозможно. Тут другого варианта работы просто нет – остается всего один: повышение светочувствительности.

ISO 1600-3200 единиц. И такое значение светочувствительности подходит больше всего фотографам-репортажникам. С такими параметрами хорошо фотографировать, например, концерты, которые проходят на улице, или снимать в условиях очень плохого освещения  и отсутствия возможности установить фотокамеру на штатив. Во многих фотокамерах ISO 3200 единиц – самое высокое значение светочувствительности. Но даже при этом, большинство из фотографов пользуются им лишь в исключительных случаях. Согласитесь, чересчур «шумные» фотографии мало кому нравятся. Конечно, если цифровой шум не несет какую-то свою роль, свою смысловую нагрузку во всей стилистике фотографии, если он не создан автором намеренно чтобы выразить ту или иную его задумку, идею.

ISO выше 3200. Это значение светочувствительности  используют в еще более редких случаях, когда снимают практически при минимальном количестве света. Ну, или создают какие-то креативные, особые фотографии, фотографии с необычными творческими эффектами. При таком значении светочувствительности даже самые дорогие профессиональные полнокадровые  фотокамеры создают изображение с очень заметным цифровым шумом.

Экспозиция наше все

Прежде чем говорить о настройке и использовании исо при фотографировании, необходимо вспомнить об экспозиции, правильная установка которой является главным условием получения ярких, качественных снимков. Этот параметр, характеризующий количество попадающего на матрицу света, достигается установкой необходимых значений выдержки, диафрагмы и ИСО. Выдержка – промежуток времени, в течение которого свет попадает на матрицу.

Диафрагма – изменяющее величину отверстие в объективе, пропускающее свет. Во времена пленочных аппаратов кадр экспонировали, устанавливая необходимые показатели выдержки и диафрагмы. Использование iso для изменения экспозиции практиковалось мало. Для этого требовалось бы каждый раз заправлять в аппарат фотопленку необходимой чувствительности, что неудобно с практической точки зрения.

Светочувствительность и шумы на фото

С уровнем чувствительности связывают уровень цифровых шумов на снимке. Такие цифровые шумы имеют вид зернистости и получаются они из-за увеличения количества пикселей имеющих другую яркость или другой цвет по сравнению с соседними пикселями. Особенно хорошо видны шумы на темных участках фотоснимка.

Поэтому выбор ISO ограничивается уровнем шумов на снимке. Чем выше ISO, тем больше шумов. У каждой камеры уровень исо, при котором видны шумы разный. Это зависит от качества матрицы.

Как выше сказано, при минимальном значении исо нужно много света для формирования снимка, а при большом исо нужно меньше света. Почему так? При увеличении ISO фотоаппарата мы делаем больше усиление сигнала с матрицы. Но с матрицы вместе с сигналом идут и шумы. Это и тепловые шумы фотоэлементов и шумы взаимного влияния датчиков друг на друга из-за близкого расположения и др. А усиливая сигнал мы усиливаем и шумы. Поэтому при большой по размеру матрице уменьшаются шумы, потому что фотодатчики больше по размеру, а это снижает внутренний шум самого датчика, и расположены они дальше друг от друга, так что и взаимное влияние уменьшается. Поэтому всегда говорится, что фотокамера с большим сенсором намного лучше
.

Ведь имея меньше шумов мы можем увеличить чувствительность ISO без потери качества изображения, а это позволяет тонко настроить выдержку и диафрагму для получения художественных эффектов. Ведь мы помним, что исо вместе с выдержкой и диафрагмой регулирует экспозицию (яркость снимка).

Часто параметр ISO относят к характеристикам матрицы, но правильнее будет относить iso к характеристикам системы фиксации света в камере. А это и сама матрица и предварительный усилитель сигналов и преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Качество алгоритмов преобразования и предварительного усилителя так же влияют на значение исо, так как влияют на уровень шумов. В зеркальных и системных фотокамерах эти узлы и параметры лучше, потому они и стоят больше.

Немного теории

Каждая цифровая камера имеет кнопку (переключатель), активизирующий режим изменения светочувствительности. Чтобы лучше понять, как его использовать, нужно еще раз обратиться к пленочным фотоаппаратам. Фотопленки маркировались цифрами, которые соответствовали чувствительности к свету: 100, 200, 400, 800 единиц и т.д. С физической точки зрения минимальной величине 100 соответствовала максимальная плотность кристаллов солей серебра в фотоэмульсионном слое пленки.

Это позволяло получить гладкое, ровное изображение минимальной зернистости. При больших показателях светочувствительности пленки кристаллы имели более крупный размер, плотность их в эмульсионном слое была мала и, соответственно, получаемое изображение страдало излишней жесткостью и крупным «зерном».

В цифровых камерах действует такое же правило: при низком исо изображение гладкое и четкое, при большом приобретает зернистость и различные цветовые артефакты. Как говорят, возрастает уровень цифрового шума. Что это такое? Каждый пиксель матрицы вырабатывает электрический ток при попадании на него света. Даже в полной темноте из-за различных физических процессов на выходе пикселя ток (очень слабый) всегда обнаруживается. Это и есть цифровой шум, который может повлиять на итоговый кадр.

При выборе низкой чувствительности и хорошем освещении шум отсекается специальными фильтрами и получаемое изображение четкое и ровное, без искажений и дефектов.

При больших величинах светочувствительности и недостатке света расширяется диапазон пропускаемого фильтром сигнала, и на снимке становятся видны дефекты изображения, вызванные шумом. В дорогих камерах, благодаря использованию полноразмерных матриц и различных дополнительных настроек, шум значительно ниже, чем в бюджетных моделях. Но полностью от шума избавиться невозможно.

Больше или меньше

 Говоря простым языком, повышение этого параметра помогает нам снимать с более короткой выдержкой в условиях не достаточной освещенности с рук. Но как всегда есть одно но, с повышением ИСО мы получаем больше шумов и чем проще ваша камера, тем ниже порог повышения ИСО. Поэтому всегда есть выбор, лишиться качества, но сделать быстро нужное фото. Или хорошо подготовиться и получить качественное фото при низких ИСО со штатива.

 На примере фото ниже достаточно ярко выражена разница при съемке с разным значением ISO:

250mm, f/6.3, 3s, 0.00eV, ISO200 250mm, f/6.3, 1/6s, 0.00eV,ISO3200

 При съемке ночью – можно использовать разнообразный подход, низкое ISO и штатив, с помощью которого мы фиксируем камеру и снимать с более длинной выдержкой или задираем в соответствии с вашим фотоаппаратом ИСО.

Фотография со вспышкой, обычно не требует высокого значения ISO, вспышка освещает объект съемки.

Большое количество шумов при высоких ISO в первую очередь зависит от размера матрицы фотокамеры.

 Если фотографируете с мыльницы или телефона – хороших результатов с повышением ИСО ждать не следует. При плохом освещении в результате будет выходить малопригодная фотография (исключение только факт самого момента). Низкое ISO и штатив залог качественного и с минимальными шумами фото. Но если вы счастливый обладатель D750/D810 (аналогичный Sony или Canon), можете смело задирать ISO с ощущением приятного удовлетворения от потраченных 2000$.

Но следует так же отметить что, с каждым годом разница в шумности между DX и FX фотокамерами очень сильно падает, на примере D5500 уже можно смело фотографировать с ISO6400 или даже ISO12800 без особого дискомфорта по шумам (реально стараюсь больше 1600 не ставить, но это все индивидуально).

Ну и не следует забывать про Auto ISO. При съемке мыльницей или на телефон, лучше не заморачиваться с Auto ISO. Ставить максимально доступное минимальное ИСО и снимки будут максимально резкие. Для зеркальной камеры, это нужная функция, которая дает максимально погрузиться в творческий процесс и не задумываться о настройках ИСО, при этом можно поставить максимальный порог ISO и выдержки, в новых фотокамерах Nikon и Canon auto ISO регулируется в зависимости ещё и от фокусного расстояния, что довольно удобно, особенно на универсальных объективах, например, 18-55 или 24-85. Авто ИСО следует отключать при ночной и съемке со вспышкой. Но еще раз повторюсь, что все это индивидуально, как вам выбрать, снимать с повышением ИСО или пользоваться штативом. И само собой надо изучать свою камеру и знать ее плюсы и минусы при разных условиях съемки. 

Что означает параметр ISO

Это настройка, отвечающая за чувствительность камеры к свету. Чтобы качество фотоснимков и их резкость были на высоком уровне, необходимо применять низкие показатели ISO. Высокое значение данного показателя повышает светочувствительность и на снимках появляются шумы — вкрапления разноцветных точек.

Если фотосъемка проводится в помещении с плохим освещением, можно увеличить светочувствительность камеры, чтобы снизить значении выдержки и не смазать изображение.

При ночной съемке следует применять низкое значение ISO, штатив для камеры и снимать с длительной выдержкой.

 

Съемка со вспышкой не требует высокой чувствительности камеры к свету, потому что объект будет освещен вспышкой. При дневной съемке также нет необходимости в увеличении данного параметра, так как это может вызвать появление шумов на изображении. При этом фотография не будет смазанной благодаря уменьшению выдержки снимка.

Использование iso

Профессиональные фотографы советуют выбирать минимальную чувствительность (100-200 единиц), как можно реже его менять, а изображение экспонировать при помощи диафрагмы и выдержки. Следует, однако, учитывать, что многие фотомастера учились и достигли первых успехов, используя пленочные фотокамеры. Как уже отмечалось, каждый раз менять пленку при изменении условий освещения было проблематично, да и не было в продаже большого разнообразия пленок. Поэтому старые учебники фотодела подробно описывали, как установить правильную экспозицию, выбирая необходимые значения диафрагмы и выдержки с учетом освещенности объекта съемки.

Для современного фотографа-любителя возможность, нажав пару раз на кнопку ISO, получить качественные фотографии в полумраке, не заботясь об установке нужной выдержки при определенной диафрагме, очень ценна. И важна простота процесса фотографирования: не сложней, чем сделать селфи на камеру телефона. Поэтому большинство фотолюбителей широко используют эту функцию при фотографировании.

В помощь им можно порекомендовать несколько простых правил, выполняя можно получить фотографии хорошего качества:

  • Использовать минимальные возможные показатели (100-200 единиц) при дневном либо ярком искусственном освещении.
  • Для съемки при недостаточном освещении без штатива для фотоаппарата, лучше установить значение 200-400 единиц. В помещении — в диапазоне от 400 до 800 единиц.
  • Показатели от 800 до 1600 единиц предпочтительно использовать при фотографировании в вечернее время различных мероприятий с большим количеством людей. В таких случаях необходимо для получения четких снимков выставлять высокое значение светочувствительности.
  • Уровень 1600 единиц и выше дает возможность фотографировать, находясь в зрительном зале. Более высокие значения светочувствительности предназначены для очень низкой освещенности, но использовать их зачастую нецелесообразно из-за появления на снимках сильных шумов.

Цифровая эра

Все изменилось с приходом эры цифровых аппаратов. Они позволяют проводить экспонирование, меняя светочувствительность фотоаппарата, не заботясь о том, какая установлена выдержка или каково значение диафрагмы. При уменьшении чувствительности уменьшается экспозиция, и изображение темнеет. И, наоборот, с ростом этого параметра экспозиция увеличивается, изображение делается более светлым. При этом увеличение светового потока, попадающего на сенсор, не происходит.

Изменения параметра осуществляется на программном уровне, благодаря использованию специальных алгоритмов обработки изображения. Это открывает новые возможности при фотографировании, особенно в условиях недостаточной освещенности. Но и рождает ряд проблем.

Какова роль ISO в фотоаппарате

Итак, бывают такие ситуации, когда или объектив в фотоаппарате имеет слабую светосилу или темное время суток, и вашей камере не хватает света для снятия кадра, тогда вам поможет повышение светочувствительности матрицы – iso. Особенно если диафрагма уже полностью открыта, а выдержку повышать некуда. Для того, чтобы разобраться что такое iso в фотографии, достаточно пары примеров. Первым возьмем тело человека, который загорает на пляже. Под телом мы будем подразумевать матрицу фотоаппарата, а сам процесс загара это и будет съемка кадра за некоторое количество времени(выдержку). У каждого человека под влиянием многих факторов разная чувствительность к загару. Одни могут лежать ежедневно по несколько часов на пляже под палким солнцем и не волноваться о том, что могут сгореть. Другие же боятся даже в течении одного дня перележать лишний час, иначе на следующий день будет боль:). В фотоаппарате всё проще, светочувствительность имеет свою меру, которую вы можете самостоятельно выставлять. Таким образом повысив iso с 200 до 400, ваша камера сможет чувствовать свет в два раза сильнее. Вторым примером можно привести ваше зрение. Представьте, что уже вечереет и вы слабее начинаете видеть, но тут вы нажимаете кнопку и ваши глаза начинают видеть в 2 раза лучше. То есть всё, что было тёмным, станет для ваших глаз в два раза светлее. Но у такой волшебной палочки, которой на первый взгляд может показаться iso есть существенные минусы. Всему есть предел и пока что слишком сильное повышение светочувствительности  приводит к появлению шума на ваших фотографиях. Если не привязываться к определенной модели фотоаппарата, то лучше выше 800 значение iso не устанавливать, при данном значении количество шума будет нормальным и не сильно заметным. Но конечно же сейчас есть уже масса фотоаппаратов, которые позволяют устанавливать исо на 1300 и получать отличное качество снимков.

ISO 100 – очень низкая светочувствительность, благодаря чему не видно никаких шумов

ISO 400 – всё также не большое значение светочувствительности, видимого шума не заметно и разница с ISO 100 не существенна

ISO 1600 – высокое значение светочувствительности, заметно появление шума по всей площади снимка, но если нет выбора, то еще терпимо

ISO 6400 – очень высокое значение светочувствительности, что конечно даёт очень шумный снимок

В ясный день обычно установки значения светочувствительности до 400 (самое оптимальное конечно же 100, т.к. меньше всего шума) вполне хватает для создания правильно экспонированного кадра. А вот когда уже слишком темнеет, бывает, что приходится жертвовать качеством снимка и повышать это значение до 1600 и более. Можно использовать небольшую хитрость при съемке в формате raw. Как известно формат raw хранит гораздо больше информации как в светлых, так и в темных местах снимка по сравнению с jpeg. Таким образом темный кадр можно подтянуть до нормального без потери качества. Поэтому когда у вас всё стоит на пределе(выдержка, диафрагма и iso 800-1600), то вы можете понизить iso или выдержку в два раза, но поставить экспокоррекцию на -1EV. Благодаря чему ваш кадр будет темный, но не размытый и без явного шума, останется только подтянуть его в raw – конверторе.

Повышаем качество фотоизображений на высоких ISO

Отдельный вопрос – как снимать на высоких значениях ISO, чтобы получить более качественные, резкие фотоизображения? Тут начинающему фотографу можно дать несколько основных рекомендаций:

— Тестовая съемка

В первую очередь, нужно помнить о том, что у каждого фотоаппарата есть собственный критический уровень ISO, при котором на фотоизображении начинают уже отчетливо проявляться шумы. Поэтому сначала исследуйте свою камеру на предмет того, как она справляется с цифровым шумом. Попробуйте провести тестовую съемку на высоких значениях ISO. Используйте достаточно короткие выдержки и диафрагму f8  — f16. Далее сфотографируйте одну и ту же сцену при разных значениях ISO – например, от 200 до 6400 единиц ISO. Внимательно изучите полученные кадры в масштабе 100% на мониторе Вашего компьютера в цветном и черно-белом исполнении.

Если у Вас есть хороший фото-принтер, то можно распечатать эти изображения, чтобы сравнить отдельные кадры и посмотреть, как выглядят шумы. Нужно помнить, что если Вы обычно печатаете фотокарточки размером 5х7 или 8х10 см, то, вероятно, Вы вообще не заметите серьезной разницы между 200 и 1600 ISO. Но если Вы планируете распечатывать фото в больших размерах, то различия могут стать уже куда более заметными. Величина шума и характер зерна на высоких ISO Вас удовлетворяют? Тогда смело поднимайте чувствительность матрицы на несколько ступеней в самых разных съемочных ситуациях. В противном случае лучше воздержаться от увеличения ISO или установить для себя определенную границу в подъеме чувствительности сенсора (например, 1600 единиц).

— Снимайте в RAW-формате и используйте правильные настройки экспозиции

Снимая на высоких ISO, используйте формат RAW. В дальнейшем Вы сможете «поиграть» с шумами и резкостью фотографии в RAW-конвертере, а также вытянуть нужные детали из снимка. Данный формат обеспечивает больше возможностей при постобработке, в том числе в плане устранения цифрового шума.

Если Вы фотографируете на высокой светочувствительности, то правильный подбор настроек экспозиции становится еще более важным фактором для создания качественного, красивого снимка. Есть точка зрения, что экспозицию можно немного выровнять в процессе постобработки, если Вы снимаете в RAW-формате. Однако корректировка настройки Exposure в RAW-редакторе даст положительные результаты только в том случае, если Вы фотографируете на сравнительно низких ISO. С высокой же светочувствительностью будет совершенно иная картина. Поэтому старайтесь более тщательно подбирать настройки экспозиции во время съемки, тогда итоговые фотоизображения окажутся куда менее «шумными».

— Черно-белые фотоизображения

Известно, что некоторые модели цифровых камер плохо справляются с цветным шумом на высоких значениях ISO, поэтому имеет смысл (после тщетных попыток устранения шума без последствий для качества фото) переходить к черно-белому, монохромному изображению в RAW-редакторе. Это позволит Вам скрыть большую часть цветных шумов и при этом, получить черно-белую фотографию с  шармом, который так присущ старинной фотографии.

ISO является одним из важных параметров, определяющих качество фотографии. Держать значение светочувствительности на минимуме – оптимальный вариант для начинающего фотографа. Однако в условиях слабого освещения и в некоторых других съемочных ситуациях стоит воспользоваться возможностью увеличения ISO  вручную – зачастую это пойдет только на пользу фотографии.

Светочувствительность ISO

Число ISO определяет, насколько чувствительна камера к свету. Аналогично выдержке, число ISO соотносится с изменением экспозиции как 1:1. Однако, в отличие от диафрагмы и выдержки, минимальное число ISO желательно практически всегда, поскольку повышение числа ISO значительно увеличивает визуальный шум. Как следствие, число ISO повышают только в тех случаях, когда требуемые диафрагма и выдержка иначе недостижимы.

Малое число ISO(небольшой шум) Большое число ISO(сильный шум)

примечание: в традиционной фотографии визуальный шум определялся «зерном плёнки»

Общедоступны такие числа ISO, как 100, 200, 400 и 800, хотя многие камеры позволяют также меньшие и большие значения. Обычно приемлемо малый шум обеспечивают числа ISO в диапазоне 50-200, тогда как при использовании цифровых зеркальных камер зачастую приемлемым является диапазон 50-800 (или даже больше).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии