Как проверить компрессор холодильника

Устройство и как работает

Реле в холодильнике считается важным элементом, который отвечает за правильное питание установленного асинхронного двигателя. Особенности устройства заключаются в следующем:

  • Поле, находящееся внутри устройства двигателя, должно обязательно вращаться. Проверить это можно только при подаче на три обмотки фазы правильного значения. Для обеспечения подобных условий требуется трехфазная сеть 380В, но в бытовых условиях она не встречается. Пускозащитное реле холодильника устанавливается в случае питания устройства от двухфазной сети.
  • Вращение поля возможно только при наличии двух векторов. Для смещения поля требуется компрессор, который обеспечивает сдвиг напряжения на 90 градусов. В этом случае плавный пуск практически невозможен, однако создаваемых условий достаточно для бесперебойной работы устройства.
  • Создается второй вектор, благодаря которому поле начинает вращаться. Создаваемой силы достаточно для раскрутки ротора. Для повышения эффективности установки и экономии энергии катушка отключается.

Работает устройство по простой схеме, пусковое реле холодильника может прослужить долго. Принцип действия характеризуется следующими особенностями:

  • Пусковое реле для компрессора холодильника в начале работы определяет максимальный показатель энергопотребления. При этом подобное устройство применяется в качестве дополнительной защиты, устанавливается тепловое реле, при нагреве основного элемента происходит разрыв цепи.
  • Устройство характеризуется различными принципами работы. После прохождения промежутка времени происходит нагрев основной части и отключение реле, за счет чего снижается показатель энергопотребления.

Реле мотора может классифицироваться по конструктивным признакам. Наибольшее распространение получили нижеприведенные варианты исполнения:

  • Таблетки. Подобное исполнение пускового реле изготавливается при применении вещества, которое способно расширяться при нагреве. На момент пуска двигателя устройство холодное, но по мере работы оно нагревается. Постоянное повышение температуры приводит к размыканию цепи, рабочей остается только катушка.
  • Индуктивное реле. Это устройство работает по принципу взаимодействия двух электромагнитов. Максимальное количество тока, которое подается, приводит к взаимодействию сердечника и контакта пусковой катушки. Если сила тока падает, то соединение ослабляется.
  • Реле компрессора с биметаллическими пластинами. Этот вариант исполнения размыкает контакт практически сразу после повышения температуры.

Термостаты Индезит изготавливаются при применении различных материалов. Каждый производитель использует свои технологии производства, от которых зависят эксплуатационные характеристики.

Проверка работоспособности

По каким причинам компрессор перестает работать:

  • Сгорел. Такое случается в результате резкого скачка напряжения и повышенной нагрузки.
  • Сломалось пускозащитное реле.
  • Неисправна проводка.

Чтобы узнать, рабочий прибор или нет, воспользуйтесь мультиметром. Как только вы добрались до мотора, нужно убедиться, что корпус не пробивает, иначе он может ударить током. Чаще всего такое случается в старых холодильниках. Приложите щупы мультиметра к корпусу и каждому контакту поочередно. Если на дисплее показывает «∞» — значит, все в порядке. Если на табло появились цифры, обмотка неисправна.

Чтобы выполнить дальнейшую диагностику, нужно демонтировать кожух и открыть доступ к компрессору. Для этого:

  • Отсоедините проводку от контактов.
  • Перекусите трубки мотора, которые соединяют его с другими частями.

  • Открутите крепежные болты кожуха и достаньте из корпуса.
  • Отсоедините реле, выкрутив винты.

  • Теперь возьмите прибор для проверки и измеряйте сопротивление между контактами.
  • Приложите щупы к правому и левому выходному контакту. В норме сопротивление составит 30 Ом. Правый верхний покажет 15 Ом, а верхний левый — 20 Ом.

Компрессор выдержал проверку, но техника не работает? Значит, приступайте к дальнейшим испытаниям, но не тестером, а манометром.

  • Вам нужно измерить давление.
  • Подсоедините к нагнетающему штуцеру шланг с отводом.
  • Запустите мотор.
  • Измеряйте давление.
  • Показания при исправном приборе должны быть 6 Атм и повышаться. В таком случае нужно быстро отключить манометр, иначе он сломается.
  • Если давление немного не доходит до 6 Атм, такой двигатель может устанавливаться в холодильниках средних размеров. Показания доходят до 4-5 Атм, значит, мотор может использоваться в однокамерных холодильниках. Компрессор с давлением менее 4 Атм — нерабочий.

Проверка на исправность пройдена, но результата нет. Агрегат все также не включается. В таком случае можно установить работоспособность мотора подключением напрямую, без пускового реле.

Выполните подключение двигателя через шнур по схеме:

В крайнем случае проверить, работает ли мотор, можно через реле. Возможно, ток не доходит до прибора.

  • До этого диагностика проводилась без реле, теперь подключите его к мотору.
  • Выполните запуск.
  • Вооружитесь тестером с клещами.
  • Прижмите клещами сетевой провод, который ведет к прибору.
  • Посмотрите на показатели: при мощности 140 Вт ток должен быть 1,3 А. При мощности 120 В — 1,1–1,2 А.

Теперь вы знаете, как проверить мотор-компрессор своими руками. Для убедительности посмотрите видео о диагностике:

https://youtube.com/watch?v=Zb4hVf9rLaY

Нюансы диагностики

Для точной диагностики нужно либо проверять другие варианты методом исключения, либо произвести демонтаж части системы, чтобы тестером проверить сопротивление на контактах. Но обо всем по порядку. И правильнее будет начать с видимых признаков выхода холодильника из строя.

Возможные нарушения работы:

  • не работает вообще, вплоть до отключения индикации и освещения;
  • не запускается;
  • не охлаждает или переохлаждает, образуется слой льда на стенках морозильной камеры;
  • шумы при работе (в том числе его изменение вплоть до скрежета и подобных «нездоровых» признаков, а также полное отсутствие). Как правило, современные «Атланты», «Норды», «Индезиты» и другие марки практически не шумят;
  • вибрация.


газовую горелку

Сам процесс требует большой аккуратности и внимательности при подсоединении трубок, да и вообще при всех действиях с техникой.

Ошибки чреваты потерей герметичности, и как следствие этого, протечка холодильника и нарушение его нормальной работы в целом. Крайне не рекомендуется производить это самостоятельно, тем более без знаний и навыков.

На тот случай, если решение о демонтаже своими силами все же принято, далее в статье будет инструкция, как это сделать. Скорее всего, даже в случае с таким трудом точно поставленного диагноза, все равно придется вызывать специалиста для замены и заправки компрессора.

А раз так — может быть есть смысл всю работу доверить профессионалу? Если же техника на гарантии, тут вообще думать нечего.

Обратите внимание:

Конструкция пускозащитного реле

Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?

Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.

Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:

Два входа:

  1. Фаза 220 В.
  2. Земля.

Три выхода:

  1. Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  2. Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  3. Земля.

Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов

В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта

Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.

Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.

Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.

Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.

Для защиты от перегрузок и аварий оснащается специальными управляющими устройствами. Одной из важнейших комплектующих холодильников является пусковое реле, его поломка может вывести из строя весь агрегат. Приспособление выполняет в том числе и защитные функции, оно предназначается для выключения пусковой цепи в момент, когда частота вращения двигателя составляет 75% от нормы. На сегодняшний день холодильники оснащаются пусковыми реле следующих типов – токовыми, тепловыми, полупроводниковыми, контролирующими напряжение.

Диагностика методом исключения

Если холодильник работает, но не морозит, возможно компрессор перестал накачивать давление в системе

Любая работа с холодильником производится только при отключении его от электрической сети, нарушение этого правила может привести к удару током.

Проверить работоспособность нового холодильника можно только через два-три часа после его установки в ровное рабочее положение и регулировки ножек. Без этого будет возникать вибрация.

Возможные неисправности:

    Если холодильник полностью выключился, в первую очередь нужно проверить заведомо исправными приборами розетку и вилку. Чаще всего дело именно в них.
    Если холодильник гудит при включении, раздаются щелчки, нарушается температурный режим (все внутри тает) — наиболее вероятна поломка пускового реле, из-за него не включается компрессор и не запускается рабочий цикл. Нужно снять этот узел, чтобы осмотреть его и контакты

    При необходимости заменить самостоятельно, что не очень сложно.
    Холодильник не замораживает, но слышится нормальный звук работы? Есть довольно надежный способ примерной диагностики компрессора: осторожно потрогать его рукой, но не сразу же после запуска холодильника, а через некоторое время, он может быть довольно горячим. Таким образом можно понять, работает ли он вообще.
    Звук работы тоже позволит сделать выводы о причинах — не запускается компрессор или причина в другом

    Резкий скрежет и прекращение заморозки — верный признак остановившегося и остывающего «сердца».
    Не происходит отключение, вероятно, термостат неправильно определяет температуру, или остановился теплообменный цикл по какой-либо причине, в том числе из-за компрессора, который опять же нужно проверить на работоспособность по температуре и звуку.
    Холодильник перемораживает — возможна неправильная регулировка того же термореле. Можно попробовать выставить другое значение. В худшем случае нужна замена этого элемента.

Что делать, если стиральная машина сильно шумит при отжиме, Вы можете узнать здесь.

А в этой статье можно узнать, как отмыть мультиварку от жира.

Холодильник не морозит

Причин возникновения такой ситуации несколько:

— утечка хладагента, которым в холодильнике является фреон. Он не обладает ни цветом, ни запахом, поэтому увидеть или «учуять» его утечку проблематично. Одним из признаков того, что в системе отсутствует фреон, может говорить холодный конденсатор, в то время как мотор компрессора работает.

— неисправность компрессора. В этом случае компрессор не может нагнетать достаточное давление в системе, чтобы обеспечить циркуляцию фреона по всему контуру, в связи с чем, и происходит недостаточное охлаждение воздуха в холодильнике.

— засорение капиллярной трубки. Эта трубка соединяет конденсатор и испаритель. При ее засорении циркуляция фреона прекращается и перестает вырабатываться холод.

Холодильник очень сильно «морозит»

Причиной может быть:

— забывчивость владельцев при переводе холодильника в режим экстра-заморозки. Перевести перевели, а отключить забыли.

— выход из строя термостата или датчика температуры. В этом случае плата управления не может «отследить» температуру в холодильнике и не отключает его.

Быстрое образование льда и инея в холодильнике

Причинами быстрого образования снега и льда в холодильнике могут быть:

— постоянное поступление в холодильник теплого комнатного воздуха из-за рассыхания уплотнителя дверцы

— в холодильник часто ставятся горячие продукты или напитки. Испарения, идущие от них, увеличивают влажность воздуха и способствуют быстрому образованию наледи в холодильнике

Вода под холодильником и на полках

Причиной появления воды под холодильником и внутри отсека может стать:

— засорение дренажной системы холодильника

— переполнение емкости для сбора воды

Неприятный запах в холодильнике

Неприятный запах в холодильнике образуется из-за:

— испарений, идущих от пластиковых и резиново-технических изделий, используемых в холодильнике

— нахождения в холодильнике просроченных, испорченных продуктов, а также продуктов с сильным запахом – копчености, рыба, овощи, сыры и т.п.

Непрерывная работа компрессора

Длительная работа компрессора может быть вызвана:

— большим перепадом температур в помещении и внутри холодильника, поставленного на сильный уровень заморозки

— неисправность термостата

Повышенный шум при работе холодильника

Причинами появления шума при работе холодильника могут стать:

— лопасти вентилятора задевают за образовавшуюся «снеговую шубу»

— вышел из строя подшипник вентилятора

— нарушена центровка двигателя компрессора

— холодильник установлен на неровную поверхность из-за чего компрессор может касаться деталей холодильника

Холодильник не запускается в работу

В том случае, если к холодильнику подключено электропитание, а он не запускается в работу, то возможной причиной этого может быть выход из строя двигателя компрессора.

Схема функционирования типичного холодильника

Сердцем холодильника считается двигатель, двигающий компрессор, вне зависимости от типа мотора. У асинхронного двигателя установлена пусковая обмотка, куда напряжение подается сдвинутым на 90 градусов, лишь на период раскрутки ротора. Эту задачу берет пусковое реле. Чтобы обмотки не сгорели, требуется проследить рассеиваемую мощность. Задачей занимается защитное реле. Иногда пусковое и защитное реле объединены в корпусе, устройство называется пускозащитным реле. Оно и становится причиной безостановочной работы двигателя.

Внутри стоит термостат. Это обобщенно прибор, отслеживающий температуру внутри отсеков. Обычно контролируются параметры испарителя холодильной камеры. В моделях с обилием датчиков сюда попадают собственно холодильная камера плюс испаритель морозилки. В описанной бытовой технике мозг электронный, датчиками становятся термопары, терморезисторы и прочие полупроводниковые элементы, способные менять параметры в зависимости от температуры. Указанный перечень — дополнительная причина того, что холодильник не хочет остановиться.

Возможный источник неприятности — фреон вытек, поэтому вращающийся компрессор не в силах выйти на заданный режим. У простейших моделей процесс отработки способен длиться, пока мотор не остановится пускозащитным реле во избежание перегрева. Причем это не единственная причина, когда признаки схожи.

Фреоновый контур холодильника

К примеру, при наличии во фреоновом контуре воды жидкость превратится в лед на выходе из капиллярной трубки и забьет ход для хладагента. Признаки окажутся в точности похожими. Отличие: после часового перерыва в работе с разморозкой камер холодильник наладит работу — ненадолго. Ровно до момента нового образования ледяной пробки.

Причиной беспрестанной работе холодильника становится любое залипшее реле. Наконец, агрегат нельзя эксплуатировать в условиях, отличных от паспортных. Выделяется ряд исполнений холодильной техники, старайтесь не нарушать условий. Как известно, теплопотери через любую преграду прямо пропорциональны разнице температур по обе стороны. Следовательно, при определенном режиме морозилки и холодильной камеры утечки растут аналогично. При некой внешней температуре компрессор собственной работой не сможет компенсировать потери. В результате примется непрерывно гудеть, но холодильник на режим не выйдет.

В холодильниках с NoFrost температура оценивается полупроводниковыми датчиками. Если сломался привод заслонки, реакцию прибора предсказать сложно, но температура в соответствующем отсеке понижаться не станет, а на табло (умная техника на самоотслеживании) появится код ошибки. Согласно руководству удастся быстро понять причину поломки. Понятно, что простые Атланты так делать не умеют, источник неприятностей придется искать самостоятельно.

Устройство компрессора

В основании холодильника расположен черный кожух с маслом. В нем подвешен компрессор.

У многих холодильников компрессоры выглядят одинаково. Это поршневые электромоторы с пусковой обмоткой. Когда двигатель ломается, холодильное оборудование не функционирует.

Устройство компрессора

Компрессор имеет три вывода для коммуникаций, один из которых общий. Они находятся внизу в виде треугольника. В приборе имеется реле для запуска мотора. Это устройство связано со всеми выводами.

Современные модели холодильников имеют компрессоры, соединенные с отдельной коробкой. В ней находится электросхема. Проверяем, как работает кабель. Если он в порядке, то нужно проверить компрессор холодильника, рабочий или нет.

Проверяем компрессор мультиметром (тестером)

Извлекаем компрессор, отсоединяем реле. Наглядно это можно увидеть на видео. Нужно проверить целостность обмоток. Для этого отделяем все провода и клеммы. Замеряем сопротивление. У рабочего прибора между левым и верхним контактами должно быть сопротивление 20 Ом. Замыкаем верхний правый контакт. Его сопротивление около 15 ОМ. Замыкаем левый и правый контакты. Наибольший показатель сопротивления – 30 Ом.

Проверка компрессора мультиметром

Если значения другие, прибор неисправен. У разных моделей холодильников показатели различаются, но не больше, чем на 5 ОМ.

Необходимо проверить сопротивление между кожухом и проходными проводами. Один щуп мультиметра подключаем к штуцеру, а другой подключаем к проходным контактам. Если на экране значится обрыв, то все в порядке. Появление сопротивления говорит о том, что мотор рабочий.

Проверка монометром

Измеряем давление. Отводной шланг подключаем к нагнетающему штуцеру и снимаем показания. На экране прибора при исправной работе двигателя должен быть возрастающий показатель давления от 6 атмосфер.

Проверка монометром

Можно взять электромотор от старого холодильника и подключить компрессор без реле, напрямую. Необходимо соединить обмотки. Обязательно соблюдение всех правил безопасности.

Проверяем ток

Используя новое реле, нужно проверить, идет ток на электродвигатель или нет. Реле присоединяем к компрессору и запускаем. Понадобится тестер с клещами. Зажимаем один сетевой провод. На экране прибора должен быть показатель 1,3 А, при этом мощность электромотора равна 140 ВТ. При таких значениях ток проходит исправно. С уменьшением замера двигателя, показатель тестора должен также уменьшаться. С помощью мультиметра протестируйте реле, так как оно часто ломается.

Проверка тока

Замена пускового реле холодильника сделать самому или пригласить мастера

Холодильник должен исправно холодить – это знают все. Но для большинства из нас поломка этого прибора воспринимается как стихийное бедствие. Что делать? В первую очередь определить причину поломки.

Замена пускового реле холодильника: сделать самому или пригласить мастера

Холодильник должен исправно холодить – это знают все. Но для большинства из нас поломка этого прибора воспринимается как стихийное бедствие. Что делать? В первую очередь определить причину поломки. Довольно часто случается серьезная неприятность – выходит из строя пусковое реле холодильника. Если для вас это только набор непонятных слов, давайте попробуем разобраться в вопросе поподробнее.

Что это такое?

Пускозащитное реле холодильника или переключатель – специальный элемент, который замыкает и размыкает участки электросети, отвечает за подачу тока и запуск двигателя. Это своеобразный «дефибриллятор» для мотора-компрессора. То есть, если реле выходит из строя – холодильник превращается обычный шкаф, в котором вместо вещей сложены продукты.

Как проверить работу пускового реле

Выяснять, что не так с этой деталью, рекомендуется только тем, кто хорошо разбирается в электрике, иначе такие исследования могут закончиться плачевно. Лучше пригласить профессионала, который быстро проведет качественную диагностику и определит характер поломки.

Опишем наиболее вероятные действия мастера, выясняющего что случилось с пускозащитным реле.

Сначала снимается крышка реле, потом вынимается катушка устройства и поводится диагностика неисправности. Если сломался шток, следует заменить его новым, а уж подобрать всевозможные запчасти для холодильников сейчас не проблема. Умельцы, ремонтирующие реле в домашних условиях, с успехом могут подобрать альтернативу штоку в виде гвоздя-самореза.

Если этот элемент в порядке – скорее всего, перегорело реле теплозащиты. В этом случае горит специальный индикатор на устройстве. Тогда нужно поменять сломаную деталь.

Также могут обгореть или окислиться контакты пускового реле. Их достаточно зачистить. После проведенных работ устройство устанавливается на место.

Профессиональная замена пускозащитного реле

Пусковое реле является сложным механизмом, требующим компетентного обслуживания. Если пытаться разобраться с его починкой без соответствующей подготовки, можно спровоцировать возгорание прибора или получить удар током. И то, и другое очень опасно. Поэтому демонтаж сломанного прибора и установку нового рекомендуется доверять только квалифицированным специалистам.

Как производится замена масла в компрессоре

Если после замены компрессора или реле оказалось, что в системе недостаточно масла, значит, нужно заменить или долить его. Перед тем, как сливать, менять или заправлять масло, стоит проконсультироваться с опытным мастером.

Когда еще нужна заливка масла? Мы решили рассмотреть этот вопрос в рамках данной публикации, потому что бывают случаи, когда в новом моторе масло не залито, тогда придется делать это самому.

Полезные советы

  1. Емкость с новым маслом нельзя распечатывать вплоть до использования.
  2. Покупайте жидкость в емкости такого объема, чтобы ее хватило на одну заправку, иначе придется прерывать процесс и докупать.
  3. Не переливайте масло из одной бутылочки в другую и не смешивайте масла даже одной марки.
  4. При удалении отработанного масла нужно работать, используя СИЗ — защитные очки, перчатки из резины или неопрена. Это связано с тем, что в масле могут содержаться кислотные примеси.
  5. Чтобы понять, сколько нужно масла для старого компрессора, ориентируйтесь на объем слитой жидкости.

Что понадобится:

  • вакуумный насос;
  • шланг для заправки с отсекающим вентилем и винтовым типом соединения;
  • манометр.

Процесс замены

  1. Вакуумируйте систему.
  2. Закройте сервисные вентили на моторе.
  3. Соедините вакуумный насос с одним из вентилей.
  4. Понизьте давление компрессора до минимума (около 0,1 бар). Остановите насос.
  5. Открутите масляную пробку на компрессоре и навинтите шланг для заправки с отсекающим вентилем.
  6. Отоприте всасывающий вентиль и пустите фреон в компрессор для небольшого повышения давления. Закройте вентиль.
  7. Откройте отсекающий вентиль на шланге заправки, чтобы стравить воздух.
  8. Откройте банку с маслом и погрузите кончик шланга в емкость так, чтобы он доставал до дна.
  9. Закройте отсекающий вентиль. Запустите снова вакуумный насос.
  10. После того как давление в моторе станет ниже атмосферного, аккуратно отвинтите отсекающий вентиль. Теперь можете заполнить компрессор маслом.
  11. Чтобы определить его уровень, следите за наполнением через смотровое окошко на моторе.
  12. Заприте отсекающий вентиль.
  13. Остановите насос и создайте небольшое положительное давление, регулируя степень открытия всасывающим вентилем.
  14. Снимите заправочный шланг. Закрутите масляную пробку.

Видео ниже поможет вам в более точном понимании процесса заправки:

https://youtube.com/watch?v=pVxsar9Atw8

Такой метод заправки гарантирует отсутствие влаги и воздуха в системе. Есть вероятность незначительной утечки хладагента, которую можно восполнить при наличии нужного инструментария.

Если масло нужно дозаправить, сделать это легче. Используйте в этих целях масляный шприц. Не бойтесь, что в систему пойдет воздух при открытии масляной пробки, это исключено.

Сколько работает холодильник после замены компрессора? Все зависит от тщательности и аккуратности вашей работы. Если ваш холодильник «Либхер», «Самсунг» или любой другой сломан, вы знаете, как заменить компрессор и залить масло. Если эта работа кажется вам сложной, не рискуйте и вызывайте механика.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии