hi-electric.com Как определить сетевую обмотку трансформатора. Простые советы о том, как проверить трансформатор мультиметром на работоспособность

Проверка генератора мультиметром на автомобиле

Есть методически правильная последовательность проверки – от простого к сложному.

Тестирование реле-регулятора


Этот модуль предназначен для поддержания постоянного напряжения (насколько это возможно) на выходе генератора. При движении автомобиля, скорость вращения вала генератора постоянно меняется.

Напряжение «скачет» в пределах от 12 до 20 вольт. Регулятор ограничивает величину. От его работоспособности зависит не только зарядка аккумулятора. При скачках или недостатке напряжения все электронные блоки автомобиля работают нестабильно, и могут просто перегореть.

Как проверить напряжение генератора при заведенном двигателе? Режим: «измерение постоянного напряжения», предел измерений: 20-50 вольт. Точки измерения – выходные контакты непосредственно на генераторе, или клеммы аккумуляторной батареи.

Напряжение должно быть в пределах 14-14,2 В, при любых оборотах коленвала. Попросите помощника несколько раз нажать на акселератор, а сами следите за показаниями.

Поверка генератора непосредственно на автомобиле – видео

Проверяем диодный мост

Если неисправность не обнаружена, придется разбирать корпус генератора.
Он расположен под вентиляционной крышкой, на тыльной стороне генератора. Конструкция своеобразная, но понятная даже для водителя без электротехнического образования.

Режим: «прозвонка». Диоды проверяются без выпаивания из схемы. Прозвонка в обоих направлениях. При этом «пищать» мультиметр должен лишь в одну сторону. Если ток не проходит вовсе, либо протекает в обе стороны – диод меняется.
Проверять проще относительно корпуса. Второй щуп касается изолированного контакта диода.

Важно! Перед тем, как прозвонить генератор мультиметром, очистите контакты и проведите визуальный осмотр электрической части прибора.

Проверяем ротор генератора

Если диодный мост в порядке, щетки на регуляторе напряжения не сточены, визуальных повреждений и загрязнений не обнаружено – смотрим ротор генератора. Режим: «измерение сопротивления». Проверяем сопротивление между токосъемными кольцами обмотки возбуждения. Сопротивление разное для каждой модели генератора, общий принцип – величина не должна быть большой.

Затем «прозваниваем» отсутствие которого замыкания между обмотками и корпусом ротора. Оцениваем состояние витков.

Обратите внимание
При обнаружении обрыва или короткого замыкания, не старайтесь самостоятельно устранить неисправность.

Генератор автомобиля – энерго и температурно нагруженный прибор. Перемоткой обмоток должны заниматься профильные специалисты.

Последним проверяется статор

Как самая сложно демонтируемая часть агрегата. Его можно диагностировать лишь после извлечения из корпуса генератора. В первую очередь традиционный визуальный осмотр. Проверяем целостность изоляции проволоки, отсутствие обрывов и следов обгорания. Затем в режиме «прозвонка» ищем короткое замыкание обмоток с корпусом статора.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности. Если пробоев на корпус не выявлено – проверяем сопротивление всех обмоток. Их в генераторе три – система асинхронная. Величина сопротивления индивидуальна для каждой модели агрегата, но сопротивление всех обмоток в одном агрегате, должно быть одинаковым.

Важно! Обязательно проверьте мультиметром все силовые кабели от генератора до аккумулятора. Сопротивление должно быть минимальным, и не меняться при изгибе проводника.. Последний этап проверки – контрольная цепь лампы на приборной панели

Сигнализация контролирует уровень заряда аккумуляторной батареи, а также исправность генератора и регулятора напряжения

Последний этап проверки – контрольная цепь лампы на приборной панели. Сигнализация контролирует уровень заряда аккумуляторной батареи, а также исправность генератора и регулятора напряжения.

Схема не очень сложная, состоит из сопротивления определенной величины, диода и лампы.
Правильность работы этого узла порой зависит от качества пайки и окисла на контактах. Даже сопротивление спирали лампочки, учитывается при калибровке контрольной схемы.

Поэтому при замене лампы на светодиод, лампа часто загорается невпопад. Тут простым мультиметром не обойтись, требуется подключение диагностического сканера с возможностью моделирования неисправностей.

Обратите внимание
Совет: При сборах в дальнее автопутешествие, обязательно возьмите с собой мультиметр. Прибор не займет много места, но может выручить вас в критической ситуации.. Проверка генератора не снимая с машины – видео инструкция

Проверка генератора не снимая с машины – видео инструкция

Полезные советы и рекомендации

Обзорный круг статьи о проверке трансформатора мультиметром и не только завершает свое течение и в заключении оставляет небольшую выдержку по практическим и теоретическим полезным советам и рекомендациям проведения качественной проверки, тестированию энерго агрегатов трансформирующего типа:

  • До проведения испытательных работ с электрооборудованием, особенно сложно техническим преобразующим величины электроэнергии устройством стоит узнать их основное устройство и принципы действия максимально подробно;
  • Стоит изучить все формулы и расчеты элементарных величин трансформаторов, с целью умения из одного значения величины получать путем расчетов (ручного или автоматического типа) другие величины оборудования, которые смогут правильно его испытывать;
  • Изучение основных величин трансформатора, умение их рассчитывать, знать физические зависимости конструктивного строения преобразователей от каждой из величин, будь то мощность, напряжение, ток, сопротивление, магнитный поток и другие станет весомым плюсом в работе по тестированию, проверке особенно неизвестного оборудования, не имеющего базы из документации или схем;

  • При работе с зарядным, сварочным оборудованием в составе которых присутствуют различные преобразователи, в обязательном порядке соблюдать всю технику безопасности и предписания к ней, обладать знаниями и скрытыми деталями устройства подобного оборудования и только после такой подготовки начинать практические действия тестирования или простой разборки оборудования;
  • Учитывать погрешности и неточности цифровых мультиметров (особенно бюджетных моделей), тем более при опытных работах с обмотками трансформаторов, где повышенная индуктивность еще больше искажает их полученные данные;
  • Иметь базис проверки полученных расчетных значений лично путем формул, а также результатов снятых с цифровых тестеров. Перепроверять их на нескольких ресурсах расчетов или калькуляторов онлайн для проверки правильности данных;

Как видно советов и рекомендаций на опытные работы по электротехническому и электронному оборудованию значительное количество, а большинство из них направленно на предварительное изучение всех процессов и понятий в теории, а уже после аккуратно и осторожно приниматься за практические работы. Такими маленькими шажками, совмещая теорию и практику в электроэнергетике и электронике шансов стать прекрасным и высококвалифицированным специалистом предостаточно у каждого желающего

Особенности проверки импульсного трансформатора

Импульсный блок питания в настоящее время является самым популярным и востребованным источником питания многих бытовых и мультимедийных приборов и аппаратов в быту и жизни в целом практически любого человека. Его одним из главных узлов продолжает оставаться импульсный трансформатор напряжения, который выполняет важные функции преобразования, стабилизации и другой взаимосвязи с остальной электронной начинкой ИИП.

Именно, потому что ИТ серьезный узел в цепи импульсного питания множества электронных потребителей, его проверка, своевременная диагностика на скрытые дефекты и неисправности должна иметь обязательный, плановый характер. Только испытания на безупречную работоспособность его частей и элементов, измерение его параметрических данных, их анализ и принятия соответствующих мер, в зависимости от полученных результатов, позволит сделать работу импульсного блока подачи питания максимально стабильной, надежной и высококачественной.

Но для проведения таких мероприятий по испытанию и проверки элементов ИТ существует ряд определенных особенностей, не учитывая которые сама проверка пройдет некачественно и не в полном формате, а работоспособность систем питания оборудования уменьшит надежность и качество:

  • Необходимо перед началом проверки и испытаний любого ИТ учесть и проверить соблюдение всех правил по техники безопасности разработанных с учетом работы с новыми импульсными системами питания, учитывая их электронную начинку и повышенную опасность некоторых элементов;
  • Теоретическая подготовка и поиск ресурсов по схематике, описанию и дополнительной информации по оборудованию, с которым решено провести проверки и опытные тесты;
  • Учет возможных сложностей в тестировании ИТ при нюансах неразборных пластиковых корпусов, с учетом неудобства работы с их вторичными элементами и большой степенью не восстановления в исходное состояние после первичной разборки;
  • Собрание полного набора измерительных инструментов и приборов в месте, где будут проводится испытания ИТ, до их начала.

Для проведения проверки импульсных трансформаторов возможно использование аналоговых и цифровых мультиметров. Но цифровые тестеры в этом формате более эффективны и оперативны в настройке, подготовке к работе и получению измерений.

Первым шагом для проведения системы тестов ИТ необходимо выполнить:

  • Тщательный внешний осмотр всех элементов импульсного преобразователя на предмет окалины, повреждений, механических дефектов и прочего
  • Провести определение обмоток и выводов в тестируемом ИТ посредством доступных принципиальных схем, маркировочных меток на корпусах и описания их в паспортной литературе блоков.

Согласно базовому списку дефектов импульсных трансформаторов производятся проверки:

  • На повреждение магнитопровода;
  • Нарушение целостности изоляции обмоток;
  • Образование межвитковых замыканий;
  • Возможности обгорании контактов или их разрыв.

Действуя согласно строгим правилам проверки трансформирующего оборудования импульсного типа, учитывая все особенности в момент проведения этих тестов, продуктивность обслуживания, а значит надежность и долговечность работы ИТ возрастет в разы.

Порядок проверки

Проверка трансформатора начинается с определения обмоток. Сделать это можно при помощи маркировки на устройстве. Должны быть указаны номера выводов, а также обозначения их типа, что позволяет установить больше информации по справочникам. В отдельных случаях имеются даже поясняющие рисунки. Если же трансформатор установлен в какой-то электронный прибор, то прояснить ситуацию сможет принципиальная электронная схема этого прибора, а также подробная спецификация.

Итак, когда все выводы определены, приходит черед тестера. С его помощью можно установить две наиболее частые неисправности – замыкание (на корпус или соседнюю обмотку) и обрыв обмотки. В последнем случае в режиме омметра (измерения сопротивления) перезваниваются все обмотки по очереди. Если какое-то из измерений показывает единицу, то есть бесконечное сопротивление, то налицо обрыв.

Здесь имеется важный нюанс. Проверять лучше на аналоговом приборе, так как цифровой может выдавать искаженные показания из-за высокой индукции, что особенно характерно для обмоток с большим числом витков.

Когда ведется проверка замыкания на корпус, один из щупов подсоединяют к выводу обмотки, в то время как вторым позванивают выводы всех прочих обмоток и самого корпуса. Для проверки последнего потребуется предварительно зачистить место контакта от лака и краски.

Измерение тока холостого хода

Если все тестирования показали, что трансформатор полностью исправен, не лишним будет провести еще одну диагностику – на ток трансформатора холостого хода. Чаще всего он равняется 0,1-0,15 от номинального показателя, то есть тока под нагрузкой.

Для проведения проверки измерительный прибор переключают в режим амперметра. Важный момент! Мультиметр к испытуемому трансформатору следует подключать замкнутым накоротко.

Это важно, потому что во время подачи электроэнергии на обмотку трансформатора сила тока возрастает до нескольких сот раз в сравнении с номинальным. После этого щупы тестера размыкаются, и на экране отображаются показатели

Именно они и отображают величину тока без нагрузки, тока холостого хода. Аналогичным образом производится измерение показателей и на вторичных обмотках.

Для измерения напряжения к трансформатору чаще всего подключают реостат. Если же его под рукой нет, в ход может пойти спираль из вольфрама или ряд лампочек.

Как можно видеть, для проверки даже не потребуется никакой особый тестер. Подойдет вполне обычный мультиметр. Крайне желательно иметь хотя бы приблизительное понятие о принципах работы и устройстве трансформаторов, но для успешного измерения достаточно всего лишь уметь переключать прибор в режим омметра.

Имей трансформатор две обмотки, четыре вывода, прозвонить ничего не стоит. Проблема обусловлена значительным отличием реальных конструкций. Трансформатор снабжен множеством выводов вторичной обмотки для получения нужных номиналов напряжений. Входная сторона непроста. На один магнитопровод может быть намотано два отдельных трансформатора. Как произвести оценку пригодности использования? Давайте посмотрим, как проверить трансформатор.

Определение межвиткового замыкания

Короткое замыкание в системе преобразовательного узла может произойти и на магнитопровод. Именно поэтому проводится тестирование устройства на межвитковые замыкания, особенно если есть подозрения в целостности изоляции обмоток трансформатора.

Серьезными лабораторными приборами и квалифицированным персоналом такие опыты выполнить можно гораздо точнее и проще, а если использовать мультиметр, то определить межвитковое замыкание трансформатора получится только очень приближенно, к тому же погрешность цифрового измерительного прибора довольно высокая.

Установкой рукоятки тестера в режим измерения мегаомметра начинается приблизительный тест по поиску потенциальных межвитковых замыканий в трансформаторе. Одним щупом его контактом касаются к железной части устройства, а второй щуп подносят в четкой последовательности к обмоткам.

Лучше использовать не один тест в такой проверки и испытании энерго оборудования. Измерение величины сопротивления обмоток, сравнение их с номинальными величинами согласно техническим справочникам, анализ. Внешний осмотр оборудования и своевременные обслуживания всех узлов и систем до наступления точки «невозврата» для трансформаторов любого типа.

Основы и принципы работы

Трансформатор – электротехническое устройство преобразования одной величины электроэнергии в другую. Ими может быть напряжение, которое преобразуется из одного класса в другой. Или электрический ток, который трансформируется из входного значение в нужное для различного функционала на выходе.

Индуцирование магнитного поля, преобразование которого легло в элементарный принцип действия простейшего трансформатора всегда реализуемо в среде переменного (изменяющего во времени с определенной частотой, номинальное значение которой 50Гц) тока. В случае необходимости работы трансформатора на постоянном токе (не изменяется со временем, его частота протекания равна 0) такое магнитное поле требуется в начале преобразовывать.

Любой электрический трансформатор обязательно состоит из основных конструктивных узлов:

  • Сердечник (магнитопровод) – выполняется в различной форме и конфигурации в зависимости от назначения преобразователя, его параметров преобразования и прочих деталей. Изготавливается из электротехнической шихтованной стали. Возможны варианты изготовления из многих ферромагнитных материалов;
  • Двух обмоток – первичной и вторичной – выполняются в виде катушек медных проводников рассчитанного сечения и намотанных на сердечник в определенном количестве витков, в зависимости от мощностных и функциональных значений устройства;
  • Контактов и клемм на каждой из обмоток для подключения входных и снятия выходных трансформируемых величин;
  • Дополнительные электротехнические устройства, изоляционные материалы, крепежные части – их расположение, тип, многообразие тоже в пропорциональности функционала, характеристик преобразователя прямого типа.

На магнитопровод разной конструкции, на заводах изготовителях преобразовательных устройств, по специальной расчетной технологии, намотана первичная обмотка медных проводников определенного количества витков. На нее всегда производится подача внешней электрической величины (напряжения, тока) для начала процесса ее преобразования.

Далее в составе и на сердечнике устройства идут одна или несколько, по функционалу трансформатора обмоток вторичного преобразования. Их намотку по заводским технологиям выполняет изготовитель с определенным шагом и количеством витков из медного проводника. С контактов вторичной обмотки или обмоток производится снятие выходной электрической величины, уже преобразованной в требуемый класс или значение.

В таком основном конструктивном строении и обеспечивается основной процесс трансформации определенной величины электроэнергии в нужное выходное значение, согласно закону электромагнитной индукции. В большинстве случае процесс трансформации работает на образование на выходе вторичной обмотки понижающего значения электровеличины.

Параметры трансформации, мощность устройства и другие номинальные параметры заключены и зависят от строения и формы магнитопровода преобразователя, количества и вида намотки первичной обмотки устройства, наличия в его конструктивном исполнении одной или нескольких вторичных обмоток.

Как проверить работоспособность генератора мультиметром

Для понимания процесса, рассмотрим устройство генератора:
Поломка любого из компонентов приведет к нарушению работоспособности всего агрегата. Для начала проверяется механическая часть. Снимать генератор не требуется, достаточно снять со шкива приводной ручейковый ремень.

Прокрутите вал рукой, и убедитесь в том, что ротор свободно вращается в подшипниках. При критическом износе щеток, будет слышен характерный скрежет.

Затем проверьте целостность и крепление кабелей питания и управления. Если визуальный контроль не помог найти неисправность – предстоит проверка генератора мультиметром.

Для этой процедуры не нужен профессиональный прибор со множеством функций. Достаточно трех режимов: «прозвонка», «измерение сопротивления», «измерение напряжения».

Как проверить высоковольтные провода мультиметром

Устройство высоковольтного кабеля отличается от обычной электропроводки. За счет высокого напряжения (до 10000 вольт), сила тока, проходящая через провод, небольшая.

Поэтому центральная жила имеет малое сечение, а вот изоляция напротив, большой толщины. С помощью функции прозвонки зуммером, мультиметр не покажет отличия исправного проводинка от оборванного.

Как же тогда проверить силовой кабель мультиметром? С помощью замеров сопротивления. Для начала, производится внешний осмотр изоляции и надежности крепления контактных групп. Чаще всего обрывы происходят именно в зажимах контакта.

Затем необходимо зачистить поверхность контактов от окислов или коррозии. Иначе при подсоединении щупов мультиметра получится высокая погрешность. Режим работы прибора: измерение сопротивления. Предел измерения – десятки кОм.

Не касаясь руками контактов прибора и проводов, производим замер сопротивления. Показания исправного бронепровода должны быть в пределах 3,5 кОм – 10 кОм. Полезным будет найти эталонные показания в технической документации. Отклонения на должны превышать 10%.

Если заводских данных нет – «прозвоните» несколько проводов из комплекта. Разброс показаний сопротивления не должен превышать 2-3 кОма.
Во время измерений механически воздействуйте на кабель. Его можно гнуть, растягивать – значения мультиметра не должны меняться.

Подробности прозвона проводов мультиметром в этом видео сюжете.

Косвенные методы

Каждый из перечисленных ниже способов проверки может предоставить лишь частичную информации о состоянии трансформаторов. Поэтому эти способы необходимо применять в комплексе.

Определение правильности маркировки выводов обмоток

Целостность обмоток ТТ и их выводов следует определять замером их активных сопротивлений с проверкой или последующим нанесением маркировки.

Определение начала и конца каждой из обмоток следует проводить способом, позволяющим установить полярность.

Проверка полярности выводов обмоток.

Для проведения испытаний к вторичной обмотке присоединить амперметр или вольтметр магнитоэлектрического типа с определенной полярностью на его выводах.

Определение полярности выводов обмоток Трансформатора тока.

Рекомендуется использовать прибор с нулем посередине шкалы, однако, допускается использовать и с нулем, расположенным в начале шкалы.

Все остальные вторичные обмотки трансформатора необходимо, из соображений безопасности, зашунтировать.

К первичной обмотке ТТ необходимо подключить источник постоянного тока, затем последовательно подключить к нему сопротивление для ограничения тока разряда. Достаточно использовать обыкновенный элемент питания (батарейку) с лампочкой накаливания. Вместо выключателя можно просто коснуться проводом от лампочки клеммы первичной обмотки ТТ и затем отвести его.

При совпадении полярности стрелка сдвинется вправо и возвратится назад. Если прибор подключен с обратной полярностью, то стрелка будет сдвигаться влево.

При отключении питания у однополярных обмоток стрелка сдвигается толчком влево, а в противном случае – толчком вправо.

Таким же образом следует проверить полярность подключения других обмоток трансформатора.

Снятие характеристики намагничивания.

Зависимость напряжения на клеммах вторичных обмоток от протекающего по ним тока намагничивания называется вольт-амперной характеристикой, сокращенно ВАХ. Она свидетельствует о правильности работы обмотки и магнитопровода, позволяет оценить их исправность.

Для того, чтобы исключить влияние помех со стороны расположенного рядом силового оборудования, характеристику ВАХ следует снимать, предварительно разомкнув цепь первичной обмотки.

Для построения характеристики ВАХ необходимо пропускать переменный ток различных величин через обмотку ТТ и измерять напряжение на входе обмотки. Такие испытания можно проводить любым лабораторным стендом с блоком питания, имеющим выходную мощность, позволяющую нагружать обмотку до насыщения магнитопровода трансформатора, при котором кривая насыщения обратится в горизонтальное положение.

Полученные по замерам данные нужно занести в таблицу протокола. По табличным данным строятся графики ВАХ.

Перед началом проведения замеров и после их окончания следует в обязательном порядке производить размагничивание магнитопровода методом нескольких постепенных увеличений тока в обмотке и последующим снижением тока до нуля.

Важно

Для измерения значений токов и напряжений следует использовать приборы электромагнитной или электродинамической систем, которые могут воспринимать действующие значения тока и напряжения.

Наличие в обмотке короткозамкнутых витков уменьшает величину выходного напряжения в обмотке и снижает крутизну ВАХ. В связи с этим, при первом использовании исправного ТТ необходимо сделать замеры и построить график ВАХ, а при последующих проверках ТТ через определенное нормативами время следует контролируют состояние выходных параметров.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии