Введение в экспозицию
Содержание:
Настройки значений диафрагмы
Как выбрать подходящую величину для съемки? Это довольно несложно, главное, что нужно знать, это как настроить необходимые значения для съемки. Итак, диафрагма (f/1.8) подойдет для съемки в плохо освещаемых помещениях. Такие фото стоит делать, фотографируя, различные миниатюрные объекты или если вы хотите выделить конкретно какую-то деталь, например, глаз или пуговицу на рубашке.
Ширина в f/4 подойдет для портретной съемки, при среднем объеме света в помещении. Главное, снимая с такими величинами не «промахнуться», тем самым выделив, например, плечо, а не желаемое лицо модели.
С шириной в f/5.6 можно смело «щелкать» модель в полный рост, а со значением f/8 стоит снимать группу людей.
При солнечном свете стоит применять значения f/16 и f/22 так, как они прекрасно подстроятся под пейзажи.
Сегодня рынок видов и производителей фотокамер переполнен, это и всем известные Canon и Nikon, и другие менее известные бренды, как, например, Fujifilm, Pentax и другие
Неважно, какая у вас камера, главное, знать основы фотографирования, правильно выбирать свет и понимать такие параметры, как выдержка, диафрагма и ISO
После ознакомления с этой статьей вы явно должны разобраться с тем, что такое диафрагма, как пользоваться и как ею управлять для съемки собственных сюжетов. Осталось только взять в руки камеру и приступить к такому замечательному искусству, как фотография!
И еще, хотелось вам порекомендовать, просто и очень полезный видео курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА». Очень подробно на видео рассказываются все тонкости получения качественной фотографии. Почему именно этот курс? Все просто, я ознакомился со многими курсами в интернете и не один по качеству и объему информации не превзошёл рекомендуемый мной курс. А некоторые вообще ввели меня в заблуждение.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников фотокамеры зеркальной CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников фотокамеры зеркальной NIKON.
Удачи в творчестве! До скорых встреч, на просторах моего блога.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Фоточайник
Диафрагма — специальное устройство, которое контролирует количество света. Механизм находится в объективе и представляет собой изменяющееся отверстие. Обычно это отверстие формируется специальными скруглёнными лепестками, которые сворачиваются и разворачиваются под действием автоматики.
От настройки диафрагмы зависит качество снимков, ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), яркость оптического видоискателя и экспозиция. Иногда диафрагму называют «светосилой», «числом F» или «относительным отверстием», но между этими понятиями есть различия.
Например, не совсем правильно считать синонимами понятия «диафрагма» и «светосила», так как на светосилу влияет ещё множество различных показателей, это оптическая система, уровень пропускания света и так далее.
Понятием «относительное отверстие объектива» обозначается отношение действующего размера объектива к его фокусному расстоянию. Число, обратное этой величине, то есть отношение фокусного расстояния к размерам отверстия объектива, на профессиональном языке называется диафрагменным числом, и именно это отношение большинство фотографов называет «диафрагмой».
Например, если действующее отверстие в 8 раз больше фокуса, то диафрагменное число будет равно восьми (относительное отверстие в этом случае равно одной восьмой). Стандартное число диафрагмы обычно указывается на корпусе объектива, диафрагма может обозначаться, как F8, F/8, или просто цифра восемь.
Как настроить диафрагму? Диафрагма влияет на многие параметры фотографии, но в разных фотоаппаратах влияние диафрагменного числа может немного различаться, поэтому стоит сделать несколько снимков на каждом значении F и посмотреть, какое значение окажется оптимальным.
Качество фотографии
Настройка значения числа диафрагмы называется диафрагмированием, а изменение значения F измеряется в стопах: 1 стоп равен 1 единице числа диафрагмы. При диафрагмировании на 1 стоп выдержка перед снимком изменяется в два раза, но вместо выдержки можно во столько же раз изменить параметр ISO. На светосилу влияет площадь отверстия, поэтому разница в значениях числа диафрагмы не линейная, а квадратичная, то есть между F1 и F2 на самом деле разница не 2, а 4 стопа. Чаще всего диафрагму настраивают, чтобы сделать фотографии более качественными. С помощью изменения числа F можно добиться увеличения резкости изображения: самая хорошая резкость обычно на средних значениях диафрагмы, а на высоких значениях качество фотографий становится хуже из-за процессов, связанных с преломлением световых лучей. При уменьшении числа диафрагмы также увеличивается резкость фотографии.
Глубина резкостиБлагодаря возможности менять диафрагму, у фотографов есть возможность регулировать ГРИП, что особенно важно, когда нужно сфокусироваться на человеке или других объектах. Когда число F увеличивается, глубина резкости тоже увеличивается, а при уменьшении этого числа — уменьшается
Многие современные фотоаппараты могут наводить резкость даже при закрытой диафрагме, а в момент снимка автоматические системы камеры самостоятельно закрывают диафрагму до нужного размера отверстия. Чтобы посмотреть, как будет выглядеть изображение после съёмки, можно активировать повторитель диафрагмы и посмотреть в видоискатель.
Диафрагма также тесно связано с боке, то есть с размытием объектов, которые находятся вне зоны фокусировки. Лучшее боке получается при полностью раскрытой диафрагме, при этом лучше всего, если лепестки диафрагмы хорошо скруглены. В этом случае отверстие объектива максимально круглое и в зоне нечёткости на снимке не появятся некрасивые фигуры, напоминающие гайки.
К счастью, современные объективы имеют достаточно закруглённые лепестки, но на старых камерах ещё можно столкнуться с такой проблемой.
Как настроить диафрагму на камере в смартфоне?Диафрагма является механической частью объектива, поэтому настроить этот элемент камеры с помощью специальной программы нельзя, а физические регуляторы для диафрагмирования есть только в некоторых телефонах. Дело в том, что встроенные камеры регулируют количество света с помощью выдержки и вариаций значений ISO, а значение диафрагмы всегда остаётся постоянным.
Диафрагма
Число диафрагмы камеры управляет площадью, через которую свет может проникать сквозь объектив. Величину диафрагмы обозначают в терминах f-ступеней, которые на первый взгляд не интуитивны, поскольку по мере того как f-ступень нарастает, площадь светопропускания убывает. На жаргоне фотографов, если кто-то говорит «закрыл» или «открыл» диафрагму, обычно он имеет в виду увеличение или уменьшение f-ступени, соответственно.
В цифрах. Всякий раз, когда f-ступень уменьшается вдвое, площадь светопропуская увеличивается вчетверо. Это непосредственно следует из того, что площадь круга пропорциональна квадрату его радиуса, но большинство фотографов просто запоминают f-ступени, которые соответствуют каждому увеличению или уменьшению количества света вдвое:
Диафрагма | Светопропускание | Пример выдержки |
---|---|---|
f/22 | 1X | 16 секунд |
f/16 | 2X | 8 секунд |
f/11 | 4X | 4 секунды |
f/8.0 | 8X | 2 секунды |
f/5.6 | 16X | 1 секунда |
f/4.0 | 32X | 1/2 секунды |
f/2.8 | 64X | 1/4 second |
f/2.0 | 128X | 1/8 секунды |
f/1.4 | 256X | 1/15 секунды |
Приведенные выше комбинации выдержки и диафрагмы обеспечивают одинаковую экспозицию.
Примечания: доступные варианты выдержки не всегда позволяют увеличить или сократить выдержкув точности вдвое, но приближения всегда настолько близки, что разница будет пренебрежимо мала.
Вышеприведенные f-ступени являются стандартно доступными практически на любой камере, хотя большинство камер позволяют также и более гибкую настройку, например, f/3.2 и f/6.3. Диапазон значений может варьироваться в зависимости от камеры и объектива. Например, компактная камера может располагать диапазоном от f/2.8 до f/8.0, тогда как у цифровой зеркальной камеры с портретным объективом диапазон может составлять от f/1.4 до f/32. Узкий диапазон диафрагмы обычно не является большой проблемой, однако более широкий диапазон обеспечивает большую творческую гибкость.
Техническое примечание: для многих объективов светопропускание подвержено также влиянию передаточной эффективности, хотя она практически всегда является намного меньшим фактором, чем диафрагма. Кроме того, она находится вне пределов контроля фотографа. Разница в передаточной эффективности обычно более заметна при использовании сильного увеличения (зума). Например, объектив Canon 24-105 мм f/4L IS пропускает при диафрагме f/4 примерно на 10-40% меньше света, чем аналогичный объектив Canon 24-70 мм f/2.8L при диафрагме f/4 (в зависимости от фокусного расстояния).
Как это выглядит. Величина диафрагмы камеры определяет глубину резкости снимка (диапазон расстояний, в пределах которого объекты выглядят резкими). Снижение f-ступени означает уменьшение глубины резкости:
Широкая диафрагмаf/2.0 — малая f-ступеньмалая глубина резкости | Закрытая диафрагмаf/16 — большая f-ступеньбольшая глубина резкости |
Выдержка
Затвор камеры определяет, когда сенсор камеры открыт или закрыт для света, поступающего через объектив. Длительность выдержки определяет, на какой промежуток времени сенсор будет открыт. «Выдержка» и «длительность выдержки» обозначают одно и то же, и сокращение выдержки означает сокращение длительности выдержки.
В цифрах. Влияние выдержки на экспозицию, вероятно, оценить проще всего: оно соотносится с количеством света, поступающего в камеру, как 1:1. Если время выдержки удваивается, количество света, поступающего в камеру, также удваивается. Кроме того, для этого параметра возможен наиболее широкий диапазон значений:
Выдержка | Использование |
---|---|
от 1 до 30 секунд и более | Съёмка ночью и при малом свете со штатива |
от 2 до 1/2 секунды | Придание гладкости текущей водеЛандшафтная съёмка со штативас большой глубиной резкости |
от 1/2 до 1/30 секунды | Получение размытия движениемдля фона движущегося объектаАккуратная съёмка с рук со стабилизацией |
от 1/50 до 1/100 секунды | Типовая съёмка с рук без существенного увеличения (зума) |
от 1/250 до 1/500 секунды | Заморозка предмета в движенииСъёмка с рук с существенным увеличением (телеобъективы) |
от 1/1000 до 1/4000 секунды | Заморозка очень быстрого и очень близкого движения |
Как это выглядит. Выдержка является мощным инструментом заморозки или акцентирования движения:
Длинная выдержка | Короткая выдержка |
---|
В творческой съёмке или для водопадов, например, размытие движением иной раз желательно, тогда как в большинстве других случаев его нужно исключить. Как следствие, обычно выдержку выбирают, исходя из значения, которое сможет обеспечить резкий снимок — либо для заморозки движения, либо для исключения сотрясения камеры при съёмке с рук.
Как узнать, какая выдержка обеспечит резкий снимок с рук? Используя цифровые камеры, проще всего поэкспериментировать и оценить результаты на экране камеры (при полном увеличении). Если при правильном выборе фокуса снимок получается смазанным, скорее всего, понадобится сократить выдержку, держать руки более стабильно или использовать штатив.
Meizu Pro 6
Мобильные фотографы также могут обратить внимание на смартфон Meizu Pro 6. С лицевой стороны он полная копия Apple iPhone 7, единственное отличие заключается в том, что в Pro 6 кнопка под экраном не круглая, а овальная
Задняя часть изготовлена из алюминия с пластиковыми вставками также, как у iPhone 7. Экран у смартфона Super AMOLED 5.2 дюйма. Картинка качественная и живая.
За производительность отвечает мощный чип MediaTek Helio X25 и 4 ГБ оперативной памяти. Аппарат работает на операционной системе Google Android версии 6.0. Поскольку в Meizu применяется фирменная оболочка Flyme (в данном случае версия 5.2), то от «шестерки» ничего не остается. Интерфейс быстрый.
Камер в смартфоне две. Основная получила разрешение 21,16 Мпикс (6 линз, диафрагма F2.2, Sony IMX230 площадью 1/2.4 с размером пикселя 1.12 нм). Вспышка имеет два цвета свечения: холодный и теплый. Есть лазерная и фазовая фокусировка. Оптическая стабилизация, к сожалению, отсутствует. Если не сравнивать камеру Meizu с другими устройствами примерно той же ценовой категории, то перед вами отличный модуль. Всегда быстрая и точная фокусировка, точный баланс белого, широкие динамический диапазон и угол обзора, минимальное количество шумов даже в недостаточных условиях освещения.
Аппарат пишет видео в максимальном разрешении 3840×2160 пикселей при 30 кадров в секунду. Качество хорошее, но основной недостаток – узкий угол обзора.
Фронтальная камера 5 Микс (F2.0). Качества получаемых с неё снимков хватает, для того чтобы запостить их во ВКонтакте, Facebook, Instagram и прочие соцсети.
Приоритет диафрагмы
В зависимости от марки камеры этот режим может обозначаться как Av (Canon) или A (Nikon), возможно, в других камерах этот режим будет обозначаться по-другому, но логика работы будет везде одинакова.
В режиме Приоритет диафрагмы мы устанавливаем значение диафрагмы, а камера самостоятельно подбирает значение выдержки для получения стандартной экспозиции. Таким образом, съемка происходит не намного сложнее, чем в автоматическом режиме, но при этом мы получаем полный контроль над глубиной резкости. Это позволяет нам управлять размытием (или резкостью) заднего и переднего планов, тех областей, что находятся ближе или дальше дистанции фокусировки.
Этот режим я использую наиболее часто, поскольку он наилучшим образом подходит для съемки, как портретов, так и пейзажей и вообще любых сюжетов, где важен контроль над глубиной резкости.
Рассмотрим пример съемки портрета на улице при естественном освещении. Снимая портрет, я хочу сделать акцент на модели, на ее глазах и эмоциях. Для этого я буду использовать маленькую глубину резкости, размывая тем самым все, что не попадет в фокус (прежде всего – задний план).
Я устанавливаю режим Приоритет диафрагмы. Поскольку съемка будет проходить на улице, где много света, я устанавливаю минимальное ISO – 100, что обеспечит мне минимум шумов и чистые цвета. Затем я устанавливаю открытую диафрагму 2-2,8. Я снимаю на светосильные портретные объективы, такие как 85mm 1.8, что позволяет снимать на очень больших (открытых) диафрагмах, сильно размывая задний план. Все это можно сделать еще в процессе подготовки к съемке.
Когда начинается съемка и модель занимает свое место, я навожу на нее камеру и жму кнопку спуска наполовину. В этот момент камера сделает замер освещенности и установит выдержку, необходимую для получения стандартной экспозиции. Значение выдержки отобразится в видоискателе. Поскольку я самостоятельно задал чувствительность и диафрагму, выдержка – это единственный параметр, который устанавливает камера для получения стандартной экспозиции.
В этот момент мне нужно проконтролировать, чтобы выдержка была не слишком длинная для съемки с рук, иначе кадр может смазаться. Для объектива 85mm приемлемыми для съемки с рук являются выдержки короче 1/100 секунды. Если я вижу такое значение в видоискателе, я снимаю с этими настройками. Если же камера устанавливает выдержку длиннее, например 1/30 я буду поднимать чувствительность, чтобы выдержки стали короче.
Снимая в Приоритете диафрагмы я самостоятельно устанавливаю диафрагму и ISO, однако слежу за тем, чтобы выдержки получались достаточно короткими для обеспечения четкости снимков. Если я расположу модель в тени, или будет пасмурный день, или вечер, то может потребоваться поднять ISO. Если я подниму ISO в два раза, то камера (чтобы скомпенсировать изменение экспозиции) уменьшит выдержку так же в два раза.
Например, камера выдает выдержку 1/30, а я хочу, чтобы она получилась короче 1/100. Для этого мне нужно повысить ISO с 100 до 400. При этом выдержка уменьшится до 1/120.
Таким образом я снимаю большинство своих портретов.
Когда я снимаю пейзаж мне нужно получить четким и передний, и задний планы, в этом случае я так же использую режим Приоритет диафрагмы, но теперь закрываю диафрагму до 11-16, получая большую глубину резкости. При этом выдержка может оказаться слишком длиной для съемки с рук, поэтому пейзажи обычно снимают со штатива. Но, как и в первом примере, я самостоятельно устанавливаю диафрагму и чувствительность, а камера подбирает выдержку, чтобы получить стандартную экспозицию.
Немного попрактиковавшись, вы освоитесь с режимом Приоритет диафрагмы. На практике это не намного сложнее съемки в автоматическом режиме. Экспозицию по-прежнему будет подбирать камера, основываясь на замере освещенности сцены. Вы же будете полностью контролировать глубину резкости. Например, в этом кадре, мне захотелось четко передать всю глубину сцены, для чего я просто закрыл диафрагму до f 5.6.
Но не забывайте следить за длинной выдержки, чтобы не получить смазывание при съемке с рук так называемую «шевеленку».
ASUS Zenfone 5
Своё место в рейтинге лучших смартфонов занял Asus Zenfone 5. Дизайн этого смартфона выдержан в модном сегодня стиле. Обе стороны почти целиком закрыты стеклянными панелями из Gorilla Glass 2.5D. Торцы выполнены из металла.
Основная камера смартфона построена на базе 16 Мпикс матрицы Sony IMX298. Максимальная диафрагма f/2.0. Объектив закрыт сапфировым стеклом, так что можно не бояться поцарапать камеру, кладя смартфона на стол. Благодаря лазерному модулю камера способна очень быстро фокусироваться, производитель заявляет аж 0,03 секунды. Качество снимков у ZenFone 5 весьма достойное. На экран вынесена кнопка HDR, позволяющая быстро включать/отключать этот режим, зачастую позволяющий сделать фотографии более эффектными при большом перепаде яркостей.
Другим важным свойством камеры является оптический 4-осевой стабилизатор, позволяющий компенсировать тряску. А вот при съёмке видео оптическая стабилизация уже не используется. Вместо этого применяется так называемая электронная — алгоритм определяет наличие дрожания и компенсирует её по трём осям. Стоит также отметить, что ZenFone 5 умеет снимать видео в 4К. Для сжатия файлов со столь объёмным видео применяется формат кодирования HEVC.
Фронтальная камера 8 Мпикс обеспечивает достойное качество фотографий, которые можно публиковать в Instagram и прочих мобильных сервисах.
Помимо этого, Asus Zenfone 5 обладает весьма продвинутыми функциями связи (4G, двухдиапазонный Wi-Fi) и производительным железом, которое позволяет запускать самые разные программы, играть и смотреть видео. Отдельных слов заслуживает качественный 5,5-дюймовый экран и аккумулятор, позволяющий мобильнику работать около 2 дней без подзарядки.
HTC 10
Третье место в наше подборке мобильников с качественной камерой занял HTC 10. Основная камера этого девайса по качеству фотографий находится на одном уровне с представленными выше Samsung Galaxy S7 и S7 edge.
В смартфоне установлена камера с разрешением 12 мегапикселей, диафрагма f/1.8, используется BSI сенсор с технологией UltraPixel 2, размер точки составляет 1.55 мкм. Для сравнения, размер пиксела в камерах Samsung Galaxy S7 и S7 edge – 1.4 мкм. Есть оптическая стабилизация, лазерная фокусировка и вспышка из двух светодиодов разных тонов.
При хорошем освещении HTC 10 выдаёт отличные снимки: шикарная детализация, оптимальный динамический диапазон, никаких серьезных искажений по краям кадра, отсутствие шумов, максимально точный баланс белого и наличие деталей
Важно отметить, что камера в HTC 10 не приукрашивает действительность, снимки днём получаются близкими к реальной картинке, которую вы видите своими глазами. При этом фотографии получаются объёмными и глубокими
При сложном освещении или искусственном свете камера HTC 10 также делает хорошие фото. Они получаются с хорошей резкостью и глубиной, при этом уровень шумов остаётся не низком уровне.
Фронтальная камера имеет разрешение 5 Мпикс, диафрагма f/1.8, автофокус и оптическая стабилизация. Фотографии получаются хорошие.
Что касается других характеристик HTC 10, то они вполне соответствуют цене этого мобильника. Здесь используется высокопроизводительный процессор, 4 гига оперативной памяти, 32 или 64 Гб встроенной флеш-памяти. Есть поддержка всех современных беспроводных интерфейсов, включая LTE Cat.9.
Влияние диафрагмы или число f
Диапазон ступеней диафрагмы объектива означает степень, в которой объектив может быть открыт или закрыт, чтобы пропустить больше или меньше света, соответственно. Диафрагмы указываются в терминах чисел f, которые количественно описывают относительную площадь светопропускания (показано ниже).
Примечание: данное сравнение приблизительно: лепестки диафрагмы редко образуютидеальный круг, поскольку обычно диафрагма состоит из 5-8 лепестков.
Учтите, что чем больше площадь светопропускания, тем меньше число f (это часто сбивает с толку). Эти два термина часто ошибочно взаимозаменяют. Остаток этой статьи рассматривает объективы как диафрагмы. Объективы с более широкими диафрагмами часто называют более «быстрыми», поскольку при одинаковой светочувствительности ISO для одинаковой экспозиции может использоваться более короткая выдержка. Кроме того, меньшая диафрагма означает, что объекты могут оставаться в фокусе в большем диапазоне расстояний, эта концепция описывается термином «глубина резкости».
число f | влияние на параметры съёмки: | ||
---|---|---|---|
Площадь светопропускания(размер диафрагмы) | Выдержка | Глубина резкости | |
Больше | Меньше | Дольше | Шире |
Меньше | Больше | Короче | Уже |
При покупке объективов обращайте внимание на характеристики, где указана максимальная (и иногда минимальная) возможная диафрагма. Объективы с большим диапазоном диафрагм обеспечивают большую гибкость как по возможной выдержке, так и по глубине резкости
Максимальная диафрагма является, вероятно, самой важной характеристикой объектива и зачастую указывается на коробке вместе с фокусным расстоянием
Число f может быть также указано как 1:X (вместо f/X), как например на объективе Canon 70-200 f/2.8 (его коробка показана выше, и на ней написано f/2.8).
Съёмка портретов, а также в театре или на спортивных соревнованиях часто требует от объектива максимально возможных диафрагм, чтобы обеспечить короткие выдержки или малую глубину резкости, соответственно. Малая глубина резкости при съёмке портрета помогает отделить предмет съёмки от фона. Для цифровых камер объективы с большей диафрагмой обеспечивают значительно более яркое изображение в видоискателе, что может оказаться критичным для съёмки ночью и в условиях малой освещённости. Зачастую они также обеспечивают более быстрый и точный автофокус при малой освещённости. Ручная фокусировка также упрощается, поскольку изображение в видоискателе имеет меньшую глубину резкости (таким образом проще заметить, когда объект попадает в фокус).
Типовые максимальные диафрагмы | Относительная светосила | Типовые объективы |
---|---|---|
f/1.0 | 32x | Лучшие доступные простые объективы(потребительские) |
f/1.4 | 16x | Хорошие простые объективы |
f/2.0 | 8x | |
f/2.8 | 4x | Лучшие вариобъективы(с постоянной диафрагмой) |
f/4.0 | 2x | Лёгкие зумы или супертелефиксы |
f/5.6 | 1x |
Минимальные диафрагмы объективов обычно далеко не так важны, как максимальные. Они редко используются в связи с размытием снимка в результате дифракции, а также поскольку могут потребовать невозможно долгих выдержек. В случаях, когда нужна экстремальная глубина резкости, можно использовать объективы с меньшей максимальной диафрагмой (большим числом f).
Наконец, некоторые зумы на цифровых зеркальных и компактных цифровых камерах часто указывают диапазон максимальных диафрагм, поскольку величина диафрагмы может зависеть от фокусного расстояния. Эти диапазоны диафрагм определяют только максимальные возможные диафрагмы, а не полный диапазон. Например, f/2.0-3.0 означает, что максимально возможная диафрагма постепенно уменьшается от f/2.0 (на самом широком угле) до f/3.0 (на максимальном фокусном расстоянии). Основное преимущество вариобъектива с постоянной максимальной диафрагмой состоит в том, что параметры экспозиции более предсказуемы независимо от фокусного расстояния.
Учтите также, что даже если максимальная диафрагма объектива не может быть использована, это необязательно означает, что такой объектив не нужен. Аберрации объективов обычно меньше, когда используется экспозиция на одну или две f-ступени меньше максимального раскрытия (например, при использовании f/4.0 на объективе с максимальной диафрагмой f/2.0). Это может означать, что для фотографии при диафрагме f/2.8 объектив с f/2.0 или f/1.4 может достичь более высокого качества, чем объектив с максимальной апертурой диафрагмы f/2.8.
Прочие соображения включают в себя цену, размер и вес. Объективы с большими максимальными апертурами диафрагмы обычно намного тяжелее, больше и дороже. Размер и вес могут быть критичны для съёмок дикой природы, походов и путешествий, поскольку в них оборудование подлежит длительным переноскам.
Диафрагма объектива фотоаппарата. На что влияет и как ее настроить
Давайте разберемся, что это такое и для чего оно нужно. Значение диафрагмы — один из трех факторов влияющих на экспозицию.
То есть, закрыв диафрагму на одну ступень (или, так называемый «стоп») Вы должны поднять значение ISO или установить выдержку длиннее тоже на один стоп.
Если коротко — это устройство в объективе, которое регулирует количество света, попавшего на светочувствительную матрицу фотоаппарата. А если совсем уж простым языком — это отверстие в объективе, диаметр которого мы можем изменять.
Вот так выглядит открытая диафрагма
А вот так закрытая
Теперь подробнее о том, для чего она нужна, как обозначается и что с помощью ее регулировки можно добиться.
Не буду умничать о том как вычисляется диафрагменное число и откуда оно берется — Вам, я думаю, это будет не интересно. Да и мне, если честно, тоже.
Обозначается значение диафрагмы, к примеру, так f/5.6, F5.6, 1:5.6 или просто числом 5.6.
Вот так это выглядит на объективе Nikon
А вот так на оптике советских времен
Стандартные значения, стопы, диафрагмы: F1.4, 2.0, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22.
Следует запомнить, что чем меньше число (1/5.6 больше чем 1/8) — тем сильнее вы закрыли диафрагму (отверстие стало меньше). Соответственно меньше света попадет на матрицу Вашего фотоаппарата.
А теперь самое интересное, сравните эти два снимка
Первый я снимал используя диафрагму F5.6 (максимально открытая для объектива Nikkor 18-55 AF-S при фокусном расстоянии 55мм). Задний фон размыт (не в фокусе).
Второй снимал при диафрагме закрытой до F22 (при этом выдержку пришлось увеличить до 1/4, что не есть хорошо, так как кадр мог получиться смазанным). Часть заднего фона четкая (в фокусе).
Расстояние на котором объекты остаются в фокусе называется глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП.
Конечно, глубина резкости зависит не только от значения диафрагмы но и от других факторов (об этом я напишу в отдельной статье). Но ее изменение — один из основных способов управления размытием заднего плана. К стати, рисунок, который получается при размытии заднего фона называется боке. Он зависит от количества лепестков диафрагмы и конструкции объектива в целом.
Теперь давайте разберемся, как изменить ее значение. Самый простой способ — используя меню фотоаппарата или колесико для выбора режимов съемки переходим в режим приоритета диафрагмы (обычно в камерах Nikon он обозначается как «A», в Canon — «Av»). И колесиком-селектором выбираем нужное Вам значение.
На большинстве новых объективов нет механической регулировки диафрагмы. Значение Вы задаете в меню камеры она все делает за Вас.
Как использовать объективы, в которых такая регулировка присутствует я расскажу в другой статье.
Теперь поговорим о некоторых нюансах, которые Вам желательно знать.
Оптимальное значение диафрагмы объектива
Итак, если открыть диафрагму достаточно широко, то заметными станут оптические искажения, но если прикрыть диафрагму до определенного значения, то картинка начнет размываться в силу дифракции. Вследствие этих особенностей оптики возникает закономерный вопрос, как же определить оптимальное значение диафрагмы? Подходящее значение диафрагмы придется подбирать для каждой модели оптики. В большинстве случаев оптимальное значение диафрагмы находится примерно в двух ступенях от максимального значения, то есть где-то в промежутке между f/5.6 – f/11. Более всего объективы разнятся по качеству изображения при максимально открытой диафрагме и, наоборот, при значениях f/11 – f/16 разница между объективами менее заметна. Поэтому оптика, которая разработана и исполнена более качественно, лучше проявляет себя именно на полностью открытой диафрагме.
Фокусное расстояние 450 мм, диафрагма F5.8, очень резкий передний план, но хвост ящерки уже размыт
Выбирая подходящее значение диафрагмы приходиться находить определенный баланс между риском проявления искажений или размытия и желаемой глубиной резкости. Устанавливать диафрагму удобнее всего в режиме приоритета диафрагмы (Av) или в полностью ручном режиме (M). Тут фотографу можно дать несколько простых практических советов. Пробуя разные значения диафрагмы во время съемки, Вам нужно найти такое, при котором конкретный объектив демонстрировал бы наилучшую резкость фотоизображения. Желательно экспериментальным путем найти это значение и применять его в большинстве съемочных ситуаций.
Исключений может быть несколько
Например, может потребоваться больше света или нужно будет акцентировать внимание на главном объекте съемки – тогда открывайте диафрагму, но будьте осторожны и не выставляйте максимально низкие диафрагменные значения (f/1.2 –f/1.8). Если же Вам нужна большая глубина резкости, чтобы в фокусе оказалось как можно больше объектов в кадре, то придется немного прикрыть диафрагму
Фокусное расстояние 82 мм, диафрагма F8, резкое изображение основного объекта съемки, хорошая видимость и четкость заднего фона
Для широкоугольной оптики лучше ограничиться прикрытием диафрагмы до значения f/11, в то время как при использовании длиннофокусных объективов прикрывать можно сильнее – вплоть до f/16 — f/22. Учтите, что зажимать слишком сильно диафрагму все же не стоит, ведь в этом случае за глубину резкости Вам придется заплатить размытием картинки вследствие дифракции.
Как показывает практика, значения диафрагмы f/1.4 – f/2.8 целесообразно использовать при недостатке света. Для портретной съемки обычно подходят значения диафрагмы f/4 – f/5.6. В то же время не самая большая глубина резкости (f/2.8) при съемке портрета позволяет отделить главный объект съемки от заднего фона. Для фотографирования групповых портретов с достаточной глубиной резкости можно установить диафрагму на уровне f/8 – f/11. Большее прикрытие диафрагмы используется при пейзажной съемке, когда требуется добиться высокой резкости каждого объекта в кадре и нет необходимости в привлечении внимания зрителей к переднему плану.
Итак, попробуйте сфотографировать одну и ту же сцену с различными значениями диафрагмы. Определите оптимальное значение для Вашего объектива, при котором он обеспечивает наиболее резкую, качественную картинку. Если в процессе съемки Вам потребуется сильнее размыть задний план или, наоборот, максимально резко показать все объекты в кадре, то просто уменьшите или увеличьте диафрагменное число на пару ступеней от оптимального значения.
Влияние фокусного расстояния объектива
Фокусное расстояние объектива определяет его угол зрения и заодно степень увеличения предмета в данной точке съёмки. Широкоугольные объективы имеют малые фокусные расстояния, тогда как телеобъективам присущи существенные фокусные расстояния.
Примечание: точка пересечения световых лучей необязательно эквивалентна фокусному расстоянию, как это показано выше, но дистанция приблизительно пропорциональна. Таким образом, увеличение фокусного расстояния действительно приводит к сокращению угла зрения, как нарисовано.
Многие скажут, что фокусное расстояние также определяет перспективу изображения, но строго говоря, перспектива меняется только с изменением положения фотографа относительно предмета съёмки. Если попытаться снять один и тот же предмет широкоугольным и телеобъективом, перспектива действительно изменится, поскольку фотографу придётся перемещаться ближе к предмету съёмки или дальше от него. Только в этих случаях широкоугольный объектив преувеличит или растянет перспективу, тогда как телеобъектив сожмёт или сгладит её.
Управление перспективой может служить мощным композиционным инструментом в фотографии и часто определяет выбор фокусного расстояния (если существует возможность съёмки с любой позиции). Наведите курсор на вышеприведенное изображение, чтобы увидеть сдвиг перспективы вследствие широкого угла. Заметьте, что предметы в кадре остаются практически идентичными и тем самым требуют для широкоугольного объектива более близкой позиции. Относительные размеры объектов меняются настолько, что удалённая дверь становится меньше относительно ламп на переднем плане.
Следующая таблица предоставляет сведения о том, какие фокусные расстояния нужны, чтобы объектив считался широкоугольным или телеобъективом, а также их типовое применение. Учтите, что указаны лишь приблизительные диапазоны фокусных расстояний, и реальное применение может варьироваться соответственно; многие, например, используют телеобъективы при съёмке протяжённых ландшафтов для сжатия перспективы.
Фокусное расстояние | Группа | Типовое применение |
---|---|---|
Менее 21 мм | сверхширокоугольные | архитектура |
21-35 мм | широкоугольные | ландшафт |
35-70 мм | нормальные | уличная и документальная съёмка |
70-135 мм | ближние телеобъективы | портреты |
135-300+ мм | телеобъективы | спорт, птицы и дикая природа |
* Примечание: фокусные расстояния объективов действительны для камер, в которых размер сенсора эквивалентен плёнке 35 мм. Если вы используете компактную или бюджетную зеркальную камеру,скорее всего, размер сенсора в ней другой. Чтобы скорректировать эти цифры для вашей камеры,используйте конвертор фокусных расстояний в главе о размерах сенсоров цифровых камер.
Прочие факторы тоже могут зависеть от фокусного расстояния объектива. Телеобъективы более чувствительны к сотрясениям камеры, поскольку минимальное движение руки приводит к значительному смещению изображения, как можно убедиться, попытавшись удержать дрожащими руками бинокль с большим приближением. Широкоугольные объективы в целом меньше бликуют, в частности потому, что при их разработке учитывалось, что при широком угле более вероятно попадание солнца в кадр. Наконец, ближние телеобъективы обычно обеспечивают лучшее оптическое качество при сходной цене.